0
4578
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

25.05.2021 18:45:00

Межсоборное присутствие Русской православной церкви – место для дискуссий

И они будут обстоятельными и острыми

Епископ Савва (Тутунов)

Об авторе: Савва (Тутунов) – епископ Зеленоградский Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской патриархии.

Тэги: рпц, патриарх кирилл, межсоборное присутствие, пленум


рпц, патриарх кирилл, межсоборное присутствие, пленум На фото открытие пленума Межсоборного присутствия в январе 2020-го года. Фото сайта patriarchia.ru

В зале церковных соборов храма Христа Спасителя под председательством святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26 мая открывается пленум Межсоборного присутствия Русской православной церкви, на который съезжаются почти 200 архиереев, священников и диаконов, монахов и монахинь, мирян и мирянок. Не всех участников удалось собрать, но большинство изыскало возможность прибыть, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Идея создания Межсоборного присутствия была предложена нынешним патриархом в первые же месяцы после его избрания на московский патриарший престол. Могу предположить, что он вдохновлялся среди прочего примером деятельности многосоставной рабочей группы по написанию в 2000 году Основ социальной концепции Русской православной церкви, которой он же и руководил. В конце 1990-х годов будущему патриарху, тогда митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу удалось собрать множество экспертов самых разных церковных чинов и общественных взглядов, которые в продолжительных и, по свидетельству участников, порой даже жарких дискуссиях сумели подготовить упомянутый текст, являющийся до сего времени одним из самых ярких высказываний церкви по большинству тем общественной жизни.

На избирательном Поместном соборе 2009 года, неизбежно ограниченном во времени, делегатами затрагивались многие предметы, требующие обстоятельного обсуждения. По этой причине в итоговом документе Собора было сказано: «Священному синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного собора».

27 июля 2009 года Священный синод учредил Межсоборное присутствие Русской православной церкви, имеющее статус общецерковного совещательного органа. Свое название он получил по аналогии с Предсоборным присутствием, действовавшим в 1905–1906 годы, труды которого легли в основу решений знаменитого Священного собора 1917–1918 годов. Впрочем, в отличие от начала ХХ века, нынешние механизмы работы выходят далеко за рамки комиссий и рабочих групп, в которых члены Межсоборного присутствия обсуждают самые разные – порой очень внутренние для церкви, а порой общественно важные – темы, требующие церковного осмысления. Важнейшей составляющей работы присутствия является открытое обсуждение наиболее значимых предложений и проектов решений, которые не только рассылаются во все епархии Московского патриархата, но и публикуются в интернете для того, чтобы каждый желающий мог выразить свое мнение. Самые дискуссионные или сложные документы затем выносятся на обсуждение пленума, а по итогам могут быть представлены на каноническое утверждение Архиерейским собором. К примеру, в ближайшие дни пленум будет обсуждать сложный, но весьма нужный для работы церковных судов документ, касающийся наложения прещений на клириков за возможные проступки (со всей осторожностью можно провести аналогию с Уголовным кодексом). Обсуждаться будет также, быть может, еще не столь актуальный для нашей страны, но вполне вошедший в жизнь духовенства в дальнем зарубежье вопрос о том, какими светскими профессиями может, а какими не может заниматься священнослужитель. Острой и вызвавшей многостороннюю полемику в период публикации проекта станет тема, связанная с практикой «освящения оружий». В документе, к слову, обсуждается сама применимость этого выражения: авторы проекта настаивают на том, что церковь молится прежде всего о воинах, а не об их оружии. Наконец, если позволит время, планируется обсудить некоторые предложения, касающиеся еще более точного выражения церковью своего отношения к профилактике абортов.

Возвращаясь к работе, предварявшей пленум, стоит сказать о завершившемся недавно этапе обсуждения темы отношения церкви к экстракорпоральному оплодотворению. Благодаря публикации проекта, подготовленного одной из рабочих групп Межсоборного присутствия, удалось выявить не только идейные полярные мнения по этому поводу, но также целый ряд аргументов за или против, которые не вполне были учтены в ходе экспертной работы. Это стало поводом к давно назревшему созданию в церкви Синодальной комиссии по биоэтике, которой предстоит в том числе продолжить работу над этим весьма актуальным вопросом с учетом как научной, так и богословской, а также пастырской проблематики.

Ярким примером возможностей Межсоборного присутствия стал прошедший буквально на днях круглый стол, посвященный весьма волнующей многих церковных людей, наряду с другими членами общества, теме вакцинации. Круглый стол, организованный секретариатом Межсоборного присутствия, объединил священнослужителей, представителей научного мира, общественности и стал примером еще одного церковного совещательного формата. Его участники по итогам многочасовой дискуссии, порой споров сумели дать предварительный ответ на некоторые вопросы, которые волнуют рядового верующего человека и которые не находили ответа в документах Русской православной церкви. В частности, было подчеркнуто, что вакцинация не является предметом церковного вероучения: выбирать, вакцинироваться или нет – личное дело каждого. Важной обсуждаемой темой стало использование для разработки или тестирования вакцин (да и многих других медицинских препаратов) человеческих клеточных эмбриональных культур, то есть клеточных культур, происходящих от клеток абортированного когда-то младенца. Поскольку аборт для православного человека – это, безусловно, грех, возникала этическая коллизия. Члены круглого стола пришли к выводу, что в условиях отсутствия альтернативы использование человеком подобного медицинского препарата не делает его сопричастным к греху совершенного когда-то другими людьми аборта. Вместе с тем медицинские препараты, при разработке которых упомянутые технологии не использовались, рассматриваются как этически более приемлемые, то есть при наличии альтернативы их использование будет правильным.

В нынешнее время в условиях реализованной благодаря новым средствам коммуникации, социальным сетям и тому подобным инструментам возможности неограниченно высказываться, расхождения во взглядах могут становиться еще сильнее, чем в прошлые века, поводом к еще более частым и сильным разделениям и даже розни. А члены церкви являются членами того же человеческого общества, в котором одновременно с достижениями возникают подобные риски.

Без сомнения, есть в церкви вопросы, не предполагающие альтернативного мнения, это в первую очередь вопросы вероучительного характера. Но есть и множество таких предметов, которые нуждаются в обсуждении и рассуждении. Межсоборное присутствие – это то место для церковных дискуссий, в котором могут «повариться» и выкристаллизоваться такие темы, которые, казалось бы, могли бы привести к более или менее серьезным трениям. Главное при этом развивать в себе способность к честному и уважительному диалогу. А для христианина – к такому диалогу, при котором в собеседнике и даже оппоненте мы будем видеть в первую очередь брата или сестру во Христе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
3544
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3709
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
4571
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
3555

Другие новости