Последнее время я часто задаю вопрос коллегам-юристам из других сфер: что сейчас больше всего интересует клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ)? Получаю один ответ: процедура банкротства, возвращение долгов, удерживаемых контрагентами, недобросовестные действия с активами.
Сейчас практически нет отраслей, в которых бизнес чувствовал бы себя как сыр в масле. Нестабильное финансовое положение подталкивает многих предпринимателей к подготовке запуска процедуры банкротства компаний. При этом прагматичные представители предпринимательского сообщества стараются списать долги и рассчитаться по всем обязательствам с наименьшим ущербом для себя. Сложившаяся экономическая ситуация заставляет их думать в первую очередь об этом.
Таким образом, тема банкротства и взыскания долгов сейчас одна из самых актуальных для бизнеса. А значит, нужно обсудить и те риски предпринимателей, о которых сейчас они могут и не подозревать.
Предприниматели спокойно ведут свои дела и не знают о том, что их контрагенты уже запустили процедуру банкротства и рассчитываться с партнерами не собираются. Так теряется доверие среди участников бизнеса, повышается мнительность – априори опасный путь для всех.
Очень важно объективно оценивать опасность предбанкротного состояния компании и знать пути выхода из этого положения. Во-первых, вы успеете вовремя приостановить отношения с контрагентом, защитив себя от риска неплатежей и необходимости участвовать в долгой процедуре банкротства.
Во-вторых, получите возможность своевременно инициировать собственную процедуру банкротства и предложить кандидатуру арбитражного управляющего. Также руководители предприятий получат шанс на принятие мер по оздоровлению финансово-хозяйственного состояния компании.
Сделать вывод о грядущем банкротстве можно при анализе бухгалтерского баланса должника. Его запрашивают напрямую у контрагента или ищут в открытых источниках, например на сайте инспекции Федеральной налоговой службы.
Нужно обратить внимание на следующие критерии бухгалтерского баланса. Обязательства превышают активы при недостаточности имущества, что приводит к невозможности удовлетворить требования всех кредиторов и, как следствие, повышает вероятность просрочки исполнения обязательств.
Тревожные сигналы – наличие убытков у компании за период не менее двух лет, резкое снижение оборотов компании, а также распродажа своего имущества и существенное уменьшение основных средств.
Оценивайте дебиторскую задолженность контрагента с помощью учета анализа оборотов: она не должна превышать рост оборотов. Насторожитесь, если запасы резко увеличиваются или уменьшаются, объемы продаж снижаются, имеется налоговая задолженность.
Следует внимательно отнестись к смене места жительства должника или регистрации компании, к назначению нового генерального директора или смене учредителя. Так порой пытаются защитить прежнего руководителя от ответственности за несвоевременную подачу заявления о банкротстве.
Привлечь внимание должно и появление нового юридического лица с похожим названием, связанного с бенефициаром вашего контрагента, а также неполучение контрагентом корреспонденции по адресу регистрации юридического лица, особенно если ранее такой проблемы не было.
Отследить предбанкротное состояние контрагента по бухгалтерскому балансу не всегда представляется возможным. Большинство компаний испытывали трудности в 2020 году, но доступа к их бухгалтерской информации еще нет. Воспользуйтесь картотекой дел Арбитражного суда. Если компания выступает ответчиком в большом количестве дел и сумма исков значительна, это может говорить о том, что в ближайшее время кто-то из кредиторов может подать заявление на банкротство.
Также помогут такие ресурсы, как база исполнительных производств, нотариальный реестр регистрации залогов движимого имущества и единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сотрудничество с компанией, находящейся в предбанкротном состоянии, опасно тем, что контрагент может не рассчитаться с вами ввиду плохого финансового положения. Вам придется включаться в реестр кредиторов и годами ждать завершения процедуры банкротства, для того чтобы вернуть свои деньги. Если по завершении процедуры денег в конкурсной массе будет недостаточно или совсем не будет, вы получите либо часть задолженности, либо не получите ничего.
Даже если контрагент рассчитается с вами, сделка может быть оспорена в процедуре банкротства как сделка с предпочтением. Причем наибольшие риски возникают по сделкам, совершенным в период шести месяцев перед банкротством и менее.
Таким образом, из-за предбанкротного состояния контрагента предприниматель может не только не получить свои деньги по сделке, но и сам оказаться должным, поскольку арбитражный управляющий взыскивает средства, полученные, как говорится, вне очереди.
К сожалению, напряжение предпринимательского сообщества возрастает. Пик банкротств придется на 2022 год. Высокие налоги, интенсивная монополизация отраслей государственными корпорациями, создающая острую конкуренцию для сектора МСБ, последствия распространения коронавирусной инфекции, повсеместное повышение себестоимости производства и предоставления услуг душат бизнес, численность которого падает. Шансов на выживание МСБ мало, скоро его объем составит 1–0,5% или того меньше.
комментарии(0)