0
4565
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

22.04.2021 18:21:00

Постковидный стресс для отечественного бизнеса. Четыре способа остановить стагнацию

Антон Свириденко

Об авторе: Антон Юрьевич Свириденко – директор Института роста экономики им. П.А. Столыпина.

Тэги: государство, бизнес, налоги, капитал, мсп, пандемия, коронавирус


blansh-t.jpg
Графика freepik.com
У российского бизнеса не самая простая судьба. Сложные годы советских времен, перемежаемые временными послаблениями НЭПа и конца перестройки. Подавление предпринимательства во времена раскулачивания и коллективизации. Дикие условия правового нигилизма и экономической ситуации 1990-х годов, наследуемое из советской системы административное давление, в полной мере дополнившееся уголовным, что актуально до сих пор. Пожалуй, кроме относительно благополучного периода 2005–2008 годов, нельзя назвать период, в который наш бизнес после 1917 года чувствовал бы себя относительно комфортно, а условия его деятельности были бы сравнимы с условиями передовых в этом плане стран.

Тем не менее в каждую из этих эпох он находил себе дорогу. Фактически подняв экономику во время НЭПа, впоследствии сектор предпринимательства, только уже теневого, закрывал пробелы советской плановой системы, продлевая ее жизнь. Уже в легальном поле этим же он занимался в конце перестройки через кооперативное движение. А в 90-е фактически мелкое, дезорганизованное предпринимательство дало стране выжить.

Однако есть таланты, они неоспоримы. Имена российского происхождения среди основателей крупнейших технологических компаний, новые компании мирового уровня в России, огромное количество предпринимателей, реализовавших свои таланты за рубежом, – все это оставляет огромный оптимизм в отношении российского предпринимательства, несмотря на негативные тренды.

И современный период может стать переломным в целом для этой части российского общества. В прошлом году государство на фоне пандемии не имело другого выхода, как повернуться лицом к бизнесу, признав еще и его социальную роль. Действительно, это был уникальный момент, когда сработали, хоть и в малом масштабе, давно обсуждаемые, но придерживаемые на черный день меры: прямое стимулирование спроса, фактически вертолетные деньги для бизнеса, удешевление капитала. Стало понятно, что это возможно.

Сейчас и бизнес, и государство, пожалуй, находятся на распутье. Государство, просто по привычке, хочет прикрыть дверцу, усложняя доступ к капиталу и сворачивая программы поддержки – искать на них средства задача настолько для чиновников нетрадиционная, что этим они могут заниматься только под прямым давлением сверху. Контрольно-надзорная машина ждет окончания моратория на проверки. Также, нет сомнений, у «антипредпринимательских» групп готов очередной пакет регуляторных осложнений, который просто придерживается до полной ясности ситуации с пандемией.

Для бизнеса тоже, пожалуй, это точка принятия решения. Как будет вести себя регуляторная среда, чего ожидать от экономической политики, кредитно-денежной, фискальной? В текущей ситуации бизнес будет восстанавливаться до докризисных оборотов (у кого получится), однако все процессы развития будут свернуты до получения очевидных сигналов от государства: а что дальше?

В этих условиях следующий шаг – за государством. Дав четкий сигнал бизнесу о поддержке для него предсказуемой среды, государство могло бы попробовать нарастить за счет него экономические показатели, одновременно решая задачу снижения сырьевой зависимости.

Как это могло бы быть? Первое – доступность капитала. Опросы показывают, что это одна из двух главных проблем российского бизнеса. Стоимость капитала традиционно дороже, чем за рубежом, а возможности получить его несказанно ниже. Залоговые требования, волокита по льготным программам для малого и среднего предпринимательства (МСП) – все это делает фактически недоступными кредиты по нормальным ставкам для малого и микробизнеса. Не повышая ключевую ставку и обеспечивая средний уровень стоимости кредитов – ключевая ставка + 2% (как заявлено в ключевой льготной программе) для всех заемщиков, – можно было бы приблизиться к параметрам развитых стран и Китая. Это было бы здорово дополнить программами проектного финансирования, доступными всему бизнесу.

Второе – снижение налоговой нагрузки. Формально низкий НДФЛ как для населения, так и для бизнеса перекрывается объемом других налогов. Не секрет, что налоговая нагрузка в совокупности у нас больше, чем во всем мире. Маневр мог бы заключаться в переформатировании налоговой системы. Отказ от высоких страховых взносов: 15% для всех или вообще их отмена с компенсацией через уравновешивание всей налоговой системы для разных игроков с отменой спецрежимов, но снижением НДС до 15%, установлением пониженного налога на прибыль в приоритетных секторах, налоговых льгот для инвестиций, отменой выплаты дивидендов для ООО с одним участником с переводом последних на НДФЛ (как сейчас ИП на общей системе налогообложения). Это уравновесило бы систему и снизило бы общий уровень нагрузки, сделав ее еще и более целенаправленной (высокие доходы – высокие налоги, а не наоборот, как зачастую происходит сейчас).

Третье – надо пересматривать структуру МСП, сейчас оно «переконцентрировано» в торговле и простых услугах. Нам нужны малые производственные МСП – нужна программа специальных промышленных парков в крупных городах с особыми условиями (по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР), со спецфинансированием, спецналогами и бесплатной арендой. Дело в том, что ТОСЭР не всегда удобны логистически. Это существенно поможет пересмотру сырьевой ориентации экономики.

Ну и четвертое – административное давление. Мораторий на проверки надо сделать вечным. Первичные данные показывают – количество инцидентов не растет сильно или вообще падает, несмотря на снижение числа проверок. То есть проверки не достигают своей главной цели – снижения рисков для общественной безопасности. Система проверок нужна полностью другая, но не на бумаге, а на практике, и здесь нужно довести новые законы о контроле, надзоре до конца.

Тогда в нашей экономической жизни может произойти перелом.

Если же нет, то это, можно сказать, будет сворачивание НЭПа. А что дальше, никто сказать не может, коллективизация уже не актуальна, новая индустриализация невозможна за счет государства. Поэтому лучше все же пользоваться рецептами, уже надежно испробованными во многих странах: ставка на предпринимательство с правильным, мягким, государственным дирижизмом, целью которого является как раз помощь и развитие. И другой альтернативы на сегодняшний день нет, так как всем очевидно, что сырьевая модель исчерпала себя, а углеродными налогами она лишь будет и дальше подтачиваться.

Другие рецепты можно было бы использовать при их серьезной проработанности, но их просто нет. А отсутствие проактивного действия будет означать продолжение стагнации, отдаляя нас экономически уже от стран второго эшелона. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
4337
Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
3678
Кабинет министров разделил доплаты регионам

Кабинет министров разделил доплаты регионам

Михаил Сергеев

Для сокращения дефицита врачей правительство выделило 9,9 миллиарда рублей

0
2140
Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Ольга Соловьева

Только каждая пятая компания в РФ сейчас намерена инвестировать в собственное развитие

0
3069

Другие новости