Графика freepik.com |
Тем не менее в каждую из этих эпох он находил себе дорогу. Фактически подняв экономику во время НЭПа, впоследствии сектор предпринимательства, только уже теневого, закрывал пробелы советской плановой системы, продлевая ее жизнь. Уже в легальном поле этим же он занимался в конце перестройки через кооперативное движение. А в 90-е фактически мелкое, дезорганизованное предпринимательство дало стране выжить.
Однако есть таланты, они неоспоримы. Имена российского происхождения среди основателей крупнейших технологических компаний, новые компании мирового уровня в России, огромное количество предпринимателей, реализовавших свои таланты за рубежом, – все это оставляет огромный оптимизм в отношении российского предпринимательства, несмотря на негативные тренды.
И современный период может стать переломным в целом для этой части российского общества. В прошлом году государство на фоне пандемии не имело другого выхода, как повернуться лицом к бизнесу, признав еще и его социальную роль. Действительно, это был уникальный момент, когда сработали, хоть и в малом масштабе, давно обсуждаемые, но придерживаемые на черный день меры: прямое стимулирование спроса, фактически вертолетные деньги для бизнеса, удешевление капитала. Стало понятно, что это возможно.
Сейчас и бизнес, и государство, пожалуй, находятся на распутье. Государство, просто по привычке, хочет прикрыть дверцу, усложняя доступ к капиталу и сворачивая программы поддержки – искать на них средства задача настолько для чиновников нетрадиционная, что этим они могут заниматься только под прямым давлением сверху. Контрольно-надзорная машина ждет окончания моратория на проверки. Также, нет сомнений, у «антипредпринимательских» групп готов очередной пакет регуляторных осложнений, который просто придерживается до полной ясности ситуации с пандемией.
Для бизнеса тоже, пожалуй, это точка принятия решения. Как будет вести себя регуляторная среда, чего ожидать от экономической политики, кредитно-денежной, фискальной? В текущей ситуации бизнес будет восстанавливаться до докризисных оборотов (у кого получится), однако все процессы развития будут свернуты до получения очевидных сигналов от государства: а что дальше?
В этих условиях следующий шаг – за государством. Дав четкий сигнал бизнесу о поддержке для него предсказуемой среды, государство могло бы попробовать нарастить за счет него экономические показатели, одновременно решая задачу снижения сырьевой зависимости.
Как это могло бы быть? Первое – доступность капитала. Опросы показывают, что это одна из двух главных проблем российского бизнеса. Стоимость капитала традиционно дороже, чем за рубежом, а возможности получить его несказанно ниже. Залоговые требования, волокита по льготным программам для малого и среднего предпринимательства (МСП) – все это делает фактически недоступными кредиты по нормальным ставкам для малого и микробизнеса. Не повышая ключевую ставку и обеспечивая средний уровень стоимости кредитов – ключевая ставка + 2% (как заявлено в ключевой льготной программе) для всех заемщиков, – можно было бы приблизиться к параметрам развитых стран и Китая. Это было бы здорово дополнить программами проектного финансирования, доступными всему бизнесу.
Второе – снижение налоговой нагрузки. Формально низкий НДФЛ как для населения, так и для бизнеса перекрывается объемом других налогов. Не секрет, что налоговая нагрузка в совокупности у нас больше, чем во всем мире. Маневр мог бы заключаться в переформатировании налоговой системы. Отказ от высоких страховых взносов: 15% для всех или вообще их отмена с компенсацией через уравновешивание всей налоговой системы для разных игроков с отменой спецрежимов, но снижением НДС до 15%, установлением пониженного налога на прибыль в приоритетных секторах, налоговых льгот для инвестиций, отменой выплаты дивидендов для ООО с одним участником с переводом последних на НДФЛ (как сейчас ИП на общей системе налогообложения). Это уравновесило бы систему и снизило бы общий уровень нагрузки, сделав ее еще и более целенаправленной (высокие доходы – высокие налоги, а не наоборот, как зачастую происходит сейчас).
Третье – надо пересматривать структуру МСП, сейчас оно «переконцентрировано» в торговле и простых услугах. Нам нужны малые производственные МСП – нужна программа специальных промышленных парков в крупных городах с особыми условиями (по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР), со спецфинансированием, спецналогами и бесплатной арендой. Дело в том, что ТОСЭР не всегда удобны логистически. Это существенно поможет пересмотру сырьевой ориентации экономики.
Ну и четвертое – административное давление. Мораторий на проверки надо сделать вечным. Первичные данные показывают – количество инцидентов не растет сильно или вообще падает, несмотря на снижение числа проверок. То есть проверки не достигают своей главной цели – снижения рисков для общественной безопасности. Система проверок нужна полностью другая, но не на бумаге, а на практике, и здесь нужно довести новые законы о контроле, надзоре до конца.
Тогда в нашей экономической жизни может произойти перелом.
Если же нет, то это, можно сказать, будет сворачивание НЭПа. А что дальше, никто сказать не может, коллективизация уже не актуальна, новая индустриализация невозможна за счет государства. Поэтому лучше все же пользоваться рецептами, уже надежно испробованными во многих странах: ставка на предпринимательство с правильным, мягким, государственным дирижизмом, целью которого является как раз помощь и развитие. И другой альтернативы на сегодняшний день нет, так как всем очевидно, что сырьевая модель исчерпала себя, а углеродными налогами она лишь будет и дальше подтачиваться.
Другие рецепты можно было бы использовать при их серьезной проработанности, но их просто нет. А отсутствие проактивного действия будет означать продолжение стагнации, отдаляя нас экономически уже от стран второго эшелона.
комментарии(0)