Фото агентства городских новостей "Москва"
Инфекционную службу России ждут большие преобразования. Будут построены 82 инфекционных корпуса при многопрофильных больницах. Притом по всей стране – в 50 регионах.
По словам заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой, в планах также капитальный ремонт и реконструкция 955 инфекционных отделений и закупка туда необходимого оборудования. Кроме того, в программу модернизации входит строительство лабораторий и создание федерального научно-клинического центра по инфекционным болезням. Предусматривается создание системы многоуровневой лабораторной диагностики инфекционных болезней, модернизация инфраструктуры медицинских организаций, разработка порядка оплаты резервных мощностей, изменение подходов к строительству новых объектов здравоохранения и совершенствование системы управления инфекционной службы.
В 2020 году для борьбы с пандемией COVID-19 в разных регионах уже возведено 40 модульных госпиталей. По данным Совета Федерации, количество инфекционных коек увеличилось с 51,9 тыс. в 2019 году до 278 тыс. Однако, по словам Галины Кареловой, в 25 регионах по-прежнему отсутствуют инфекционные больницы и сохраняется дефицит медицинских кадров.
В сентябре 2020 года модернизация инфекционной службы включена в национальный план восстановления экономики. Всего на совершенствование национальной инфекционной службы в 2021 году планируется направить 17 млрд руб.
Понятно, что золотой дождь в виде 17 млрд руб. пролился на инфекционку не случайно, как и включение в национальный план восстановления экономики, как и строительство инфекционных больниц и корпусов, – COVID-19 главная причина. Пандемия не спадает, вакцинация идет совсем не теми темпами, что хотелось бы.
К нападению коронавируса оказалось не готово здравоохранение всех стран. Причем за нашу страну особенно обидно. Что-что, а с эпидемиологией в СССР все было организовано хорошо. Вспышки инфекций быстро гасились, исследования проводились, ученые-эпидемиологи и вирусологи имели мировые имена. Среди тех, у кого мы теперь берем интервью, интересуемся их мнением, многие – наши бывшие соотечественники. В 90-е оказались на родине не нужны. Работы для них не стало. А что? Эпидемий же больших нет. И инфекции побеждены. Так считали чиновники. А они все у нас решают. Что инфекции могут возродиться и эпидемии вернуться, им в голову не приходило. Специалистов не слушали.
В чиновничьем высшем звене, видимо, возникло устойчивое убеждение, что все эпидемии уже позади, инфекции только от бедности и грязи, народ стал жить богаче, потому инфекции нам больше не грозят. К предупреждениям ученых после эпидемий свиного гриппа и атипичной пневмонии (2004 и 2008 годов) о том, что нас ждут встречи с новым поколением инфекций, по преимуществу вирусных, серьезно не относились. XXI век на дворе, не начало XX, когда свирепствовали холера, тиф, грипп. Вот и решили сократить инфекционные стационары, как ненужные в новых условиях.
В Советском Союзе инфекционные больницы и станции переливания крови охранялись государством. Они могли быстро блокировать инфекцию на ранних этапах. Сейчас больных кладут в обычные больницы, где общая вентиляция, где нет специальных боксов. В инфекционных больницах и канализация особая.
Уже, кажется, стало общим местом говорить о неудаче так называемой оптимизации. «Оптимизация» привела к тому, что численность занятых в здравоохранении стала уменьшаться. Если в 2005 году в государственных и муниципальных медицинских учреждениях работали 4,1 млн человек, то в 2016 году их осталось 3,8 млн. Численность врачей за этот же период сократилась с 690 тыс. до 681 тыс.
А ведь объективная потребность в медицинской помощи не стала меньше – наоборот, увеличилась хотя бы из-за старения населения. Теперь вице-премьер Татьяна Голикова жалуется на дефицит врачей. Между тем оптимизация проводилась под ее руководством.
Член комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич заявил о необходимости возвращения инфекционных больниц, сокращенных из-за оптимизации: «Ряд медуслуг, сокращенных в рамках оптимизации, требуют возвращения. Пандемия коронавируса продемонстрировала значимость мобилизационной подготовки. По Конституции, медпомощь должна быть доступной и качественной, а для этого существующие модели должны быть скорректированы в связи с данной эпидобстановкой. Да, нерентабельные модели, в том числе и часть инфекционных больниц, были сокращены в рамках оптимизации, но пандемия показала их необходимость для осуществления безопасности населения».
Теперь вроде решили идти по этому пути. Известно, новое – хорошо забытое старое.
комментарии(0)