Фото Reuters
Две состоявшиеся с небольшим интервалом встречи президента Ливана Мишеля Ауна и им же назначенного пять месяцев назад премьер-министра Саада Харири закончились полным провалом. Надежды, впрочем, довольно слабые, сотен тысяч ливанцев на устранение разногласий между двумя политиками и создание правительства реформ, которое выведет страну из стремительно обостряющегося кризиса, не оправдались.
Камнем преткновения стал вопрос о принципах формирования нового кабинета министров. Харири исходит из необходимости создания правительства технократов, свободного от влияния политиков и способного провести необходимые реформы. Аун настаивает на создании внутри кабинета министров так называемой блокирующей трети в составе 30% членов правительства плюс один министр. Это позволило бы политическому лагерю Ауна и его союзникам обеспечить себе право вето и контроль за деятельностью министров.
Чтобы продавить такой вариант, Аун оказывал беспрецедентное давление на Харири, по сути, выкручивал ему руки все последние дни. Дело дошло до того, что накануне встречи в понедельник Харири вручили заранее подготовленный в канцелярии президента список правительства и в довольно оскорбительной форме потребовали как можно быстрее подписать его или «уступить дорогу тем, кто будет готов это сделать». Возмущенный премьер отказался, заявив, что по Конституции формированием правительства, подбором кандидатов в министры и распределением между ними портфелей занимается премьер, а не президент. И даже посоветовал ему как следует подумать над тем, чтобы объявить в стране досрочные выборы президента.
Возможно, Аун не был бы столь настойчив в своих устремлениях, если бы не чувствовал поддержки со стороны других влиятельных сил. Духовный лидер «Хезболлы» Хасан Насралла заявил, что Ливан не должен идти на поводу у МВФ и президента Франции Эмманюэля Макрона и стремиться к превращению страны в нейтральное государство, поскольку такой расклад приблизит страну к американо-израильской оси. Он считает, что в сложившихся условиях нужно ввести в действие план «Б» – реанимировать ушедшее в отставку после взрыва в бейрутском порту в августе 2020 года правительство Хасана Дияба, передав ему полномочия Харири. При этом не стоит создавать свободный от политиков кабинет технократов. Без участия политиков, убежден лидер «Хезболлы», такой кабинет все равно продержится не более одной-двух недель. Мнение Насраллы, пишет выходящая в Британии газета «Аш-Шарк аль-Авсат», во многом совпадает с позицией Ауна и перечеркивает надежды создать кабинет технократов, провести реформы и получить помощь от МВФ.
Бесконечные и безрезультатные «бодания» политиков на фоне падения страны в хаос выглядят особенно дико. Создается впечатление, что многие представители политического класса в погоне за властью утратили способность трезво оценивать обстановку. А ведь в любой момент эта власть может превратиться в ее иллюзию, а борьба за нее потеряет всякий смысл. Как только у ливанцев закончится терпение и в стране начнется бунт, народный гнев в первую очередь обратится в сторону политиков. Их и так уже в стране не выносят на дух. Тогда будет уже не до мелочного выторговывания друг у друга кажущихся сегодня важными позиций. Очевидно, единственное, что пока сдерживает ливанцев, – это память о неисчислимых страданиях гражданской войны 1975–1990 годов и других конфликтах.
На провал очередной попытки сформировать правительство быстрее всех отреагировали улица и черный рынок. На дорогах зачадили горящие покрышки, курс лиры упал до 13 тыс. за доллар, кое-где начались столкновения с полицией, раздались призывы устроить бойкот торговцам, взвинтившим цены до небес.
Поспешил встретиться с дипломатами и президент Аун, в основном, чтобы переложить на премьера всю ответственность за затягивание «правительственного вопроса», обвинив его в нерасторопности и упрямстве. Тем не менее, послы Франции, США, Кувейта и Саудовской Аравии, выражали свое недовольство многомесячной канителью именно главе ливанского государства.
Вообще же страна быстро движется в сторону все большего политического вмешательства внешних сил. Недавно в Москве побывала делегация шиитов. На встрече с ними глава российского МИДа посоветовал сформировать новое правительство и наладить национальный диалог со всеми ливанскими политическими силами. Группа бывших ливанских премьеров провела переговоры с послом Ватикана в Бейруте в рамках подготовки визита папы Франциска. На него тоже надеются, как надеялись в Ираке. Хотя чем может помочь понтифик на деле? Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан бросил клич среди своих коллег в ЕС найти способы оказать срочную помощь ливанцам.
По-настоящему тревожной оказалась новость о недавнем визите в Ливан главкома Центрального командования США генерала Кеннета Маккензи. По официальной версии, он прилетел, чтобы встретиться с командующим 80-тысячной армией генералом Джозефом Ауном и поддержать ливанских военных, переживающих вместе с соотечественниками тяжелые времена. Американцы и ряд других натовцев даже выразили готовность помочь своим ливанским коллегам деньгами, но, поскольку делать это напрямую запрещено, будут ждать появления на свет нового кабмина.
Однако, как представляется, генерал Маккензи скорее всего прибыл в Ливан, чтобы провести зондаж и понять, во-первых, останется ли армия верна Конституции и будет сдерживать страну от скатывания в гражданскую войн. При этом генерал наверняка должен понимать, что вряд ли армия выступит против «Хезболлы» и захочет помериться с ней силами. Преимущество в военном отношении, бесспорно, лежит на стороне шиитской организации.
Во-вторых, как армия среагирует на возможное вторжение извне. Ведь, по сути, сегодня под прикрытием споров о составе правительства речь идет об усилении или сокращении роли и влияния «Хезболлы», а то и вообще о ее сохранении в теперешнем виде в Ливане. В этом особенно заинтересован Израиль, крайне болезненно реагирующий на любые угрозы своей безопасности, в первую очередь со стороны «Хезболлы». Не исключено, что в случае серьезной «заварухи», которая возникнет стихийно или будет преднамеренно спровоцирована, найдутся силы, готовые бросить военный вызов этой радикальной шиитской организации. Тем более, что в Ливане в последнее время все громче обвиняют «Хезболлу» во многих бедах и раздаются голоса, призывающие «освободить страну от политической оккупации Ирана».
комментарии(0)