Фото агентства городских новостей "Москва"
В ближайшие десятилетия в России планируется построить 25 заводов по сжиганию мусора на 1,3 трлн руб. Это вызывает серьезные опасения, если учесть заявления властей о том, что сжигание мусора можно смело отнести к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
К примеру, ранее специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов называл мусор третьим возобновляемым источником энергии наряду с солнцем и ветром. «Количество мусора в мире будет только расти, поэтому его можно назвать третьим возобновляемым источником энергии наряду с солнцем и ветром», – говорил он.
И стало понятно, почему в России нет никакой мусорной реформы. А зачем она нужна, если вместо принятия основных положений реформы о «максимальном использовании сырья, материалов и веществ» и «предотвращения образования отходов» можно просто сказать, что весь мусор – это возобновляемый источник энергии, и сжечь его, произведя некоторое количество энергии и очень много выбросов.
Сам факт образования отходов не делает этот поток «топлива» возобновляемым источником энергии. Загляните в мусорное ведро – там вы найдете полимеры (бутылки, упаковку, пакеты), текстиль из синтетических волокон и много чего еще. При их производстве тратили нефть и газ – невозобновляемые ресурсы, и поэтому такие отходы ни в коем случае нельзя называть ВИЭ.
В ведре, помимо пластика и текстиля, вы найдете и биомассу – пищевые отходы и прочее. И только ее формально относят к ВИЭ.
К примеру, в Европе критерии того, что можно отнести к ВИЭ, а что нет, регулируется специальным документом: директивой «О возобновляемых источниках энергии». По нему, в частности, только биомасса среди всех отходов (а не полимеры и синтетический текстиль) относится к ВИЭ. Поэтому среди всех коммунальных отходов возобновляемой может быть признана только их органическая часть – биомасса, которой во всем потоке отходов примерно 30%. Но известно, что на российских заводах по сжиганию мусора биомассу будут отделять на сортировке и отправлять в компост. Так что же мы тогда собираемся сжигать?
Сообщается также, что сегодня способ утилизации отходов через их сжигание с выработкой энергии приоритетный в мире. Но так ли это?
К примеру, в Германии не субсидируют энергию сжигания мусора, так как сжигание рассматривается как гибридный источник (в печи мусоросжигательного завода (МСЗ) попадают полимерные и другие отходы), выбрасывающий много углекислого газа (CO₂). А CO₂ и есть один из парниковых газов, меняющих наш климат. Нидерланды, в свою очередь, рассчитывают два показателя: процент от того, сколько биомассы сожгли, и процент энергии, который получили от ее сжигания. И только эта часть произведенной на МСЗ энергии считается возобновляемой.
Стоит также посмотреть на цифры: средний углеродный след европейской электроэнергетики составляет примерно 270 г CO₂/кВт-ч, в то время как энергия сжигания мусора имеет углеродный след до 659 г CO₂/кВт-ч. Именно из-за таких больших выбросов парниковых газов от сжигания мусора правительство Дании объявило о выводе из эксплуатации нескольких мусоросжигательных заводов. Таким способом в Дании хотят сократить расходы на управление отходами, так как за выброс парниковых газов нужно платить большие налоги.
В свою очередь, вопрос сжигания мусора в США регулируется правилами штатов. И критерии возобновляемой энергии штаты определяют сами на основе «стандартов возобновляемой энергии» (RPS – Renewable Portfolio Standards) – политики, которую разработали, чтобы повышать использование возобновляемых источников энергии.
Действительно, в 26 штатах сжигание мусора признано возобновляемым источником энергии и субсидируется с помощью «кредитов возобновляемой энергетики» – так как без государственной поддержки мусоросжигательные заводы нерентабельны и могут обанкротиться. Важно еще заметить, что средний возраст мусоросжигательных заводов в США составляет 30 лет, и скоро их придется модернизировать (а на это нужны значительные суммы) или выводить из эксплуатации. А что именно делать, зависит от того, признают ли в том или ином штате сжигание мусора возобновляемым источником энергии или нет. И без этого модернизацию просто не оплатить.
При этом существующие показатели выбросов парниковых газов от мусоросжигательных заводов позволяют утверждать, что признание их «возобновляемыми источниками энергии» – исключительно политическое решение, под которым нет никаких обоснований. Взгляните на цифры: МСЗ выбрасывают 1,92 кг CO₂/кВт-ч, угольная генерация – 1,10 кг CO₂/кВт-ч, энергия биомассы – 1,28 кг CO₂/кВт-ч, а газовые электростанции обеспечивают выбросы в объеме 0,72 кг CO₂/кВт-ч.
Таким образом, сжигание мусора стоит расценивать не как источник энергии, тем более возобновляемый, а всего лишь как метод подготовки отходов к последующему захоронению, так как в результате сжигания количество отходов снижается до 36% отходов по массе и оставшиеся отходы все равно отправляются на полигонное захоронение. Причем очевидно, что среди прочих способов снижения изначального объема твердых коммунальных отходов МСЗ является самым дорогим как при строительстве, так и при эксплуатации.
комментарии(0)