Фото pixabay.com
Прошлой осенью у россиян впервые появилась возможность использовать заброшенные сельхозземли для ведения лесного хозяйства, в том числе и с целью заготовки древесины. Кто-то за эти месяцы уже нафантазировал, как воплотит в жизнь мечту стать лесным фермером и вырастит свой лес, кто-то сразу перешел к делу и уже начал оформлять документы. Но не прошло и полугода, как Минприроды России подготовило поправки к сентябрьскому постановлению, в результате принятия которых ведение лесного хозяйства на сельхозземлях станет не просто сложным, а фактически невозможным.
Инициатива использования заброшенных сельхозземель для ведения лесного хозяйства при грамотно выстроенных процедурах могла бы в долгосрочной перспективе обеспечить заготовку до 300 млн куб. м древесины в год, что решило бы кризис с доступными лесными ресурсами во многих регионах страны и снизило темпы освоения экологически ценных первозданных лесов, где обитают редкие виды растений и животных. Она могла бы обеспечить в сельских районах страны создание до 100 тыс. новых рабочих мест, которые там очень нужны. Могла бы помочь бороться с лесными пожарами. Могла бы внести значимый вклад в выполнение целей Парижского соглашения, так как в течение 100 лет эти леса способны поглощать в среднем 580 млн т СО2 в год. В общем, она могла бы сделать жизнь нашей страны и россиян лучше во многих аспектах, но, как говорится, Бог дал – Бог взял. Велики шансы, что ничего из этого мы не увидим – Минприроды подготовило поправки к сентябрьскому постановлению. Казалось бы, документ должен прояснять и облегчать процедуру столь важной для экономики страны и ее жителей инициативы с частными лесами. Но на деле все совсем не так.
Поправки предлагают забюрократизировать процесс лесоводства на сельхозземлях настолько, что он станет фактически невозможным. Получить необходимые разрешения и документы на лес новоиспеченным лесным фермерам будет крайне непросто. Помимо новой сложной формы заявки и необходимости предоставлять фото и видео с участка на CD/DVD-носителе или карте памяти появился обширный перечень оснований для отказа. Во время владения землей собственнику предстоит составить проект освоения лесов (еще более сложный, чем для лесного фонда), заполнить лесную декларацию и подготовить множество отчетов, проверять в которых будут даже соблюдения правил русского языка.
Излишне забюрократизированные требования находчивый предприниматель, конечно, сможет обойти – с помощью взяток. Надо сказать, что взяткоемкость у новых поправок огромна. Только представьте, в стране насчитывается около 60 млн га заросших лесом земель, и к 2035 году леса на них уже быть не должно. Так что если кто в итоге и обогатится, то точно не лесные фермеры и не государственная казна, что в нынешних непростых социально-экономических условиях очень печально.
При этом подать заявление на ведение лесного хозяйства на своем участке собственник земли может только до 1 октября 2022 года. Тем, кто уже успел это сделать сразу после принятия постановления в минувшем сентябре, придется пройти всю процедуру заново и по новым правилам.
Получается сплошное превозмогание бюрократических препон, которое отсеет добрую половину желающих. Но ведь без труда, как известно, никакой тебе рыбки из пруда, так что кто-то в ожидании наград за эти труды попробует дойти до конца. И тут его будет ждать еще один сюрприз. Использовать сельхозземли для лесовыращивания можно будет лишь в течение 10 лет. По истечении этого срока собственник будет обязан провести культурмелиорацию – другими словами, уничтожить лес и вернуть землю в сельхозоборот, иначе ему выпишут штраф в размере до 700 тыс. руб., после чего землю изымут.
Таким образом, возможность долгосрочного использования лесов поправками просто не предусмотрена. Лесохозяйственный цикл, позволяющий грамотно вырастить экономически ценную древесину, – это не менее 40–80 лет в зависимости от региона. И это потребует инвестиций. А что можно успеть сделать за 10 лет? Вопрос риторический.
Какими еще последствиями, кроме разгула коррупции, грозят новые поправки? Требование по истечении 10 лет уничтожать лес неминуемо приведет к резкому возрастанию пожарной опасности как на сельхозземлях, так и в примыкающих к ним лесах гослесфонда. Потому что самый дешевый способ уничтожить лес – это огонь, а травяные сельхозпалы – одна из главных причин лесных пожаров.
Обязательное сведение лесов по истечении 10 лет, на которое собственнику дается три года, приведет к росту конфликтов с местным населением. Многие сельские жители воспринимают заросшие сельхозземли как лес и собирают здесь грибы и ягоды. Но начиная с 2035 года, видимо, не будут, ведь самого леса больше не будет. При этом не стоит питать бесплодных надежд на то, что после уничтожения леса эти земли вернутся в сельхозоборот. Они выбыли из него не просто так, а по объективным социально-экономическим причинам. А вот грамотное ведение лесного хозяйства в длительной перспективе можно было бы организовать так, чтобы обеспечить непрерывный лесной покров на участке. Да и для самих сельских жителей долгосрочное лесное фермерство дало бы рабочие места и доход.
Итог неутешительный. В случае принятия поправок ведение лесного хозяйства на сельхозземлях станет не просто сложным, а фактически невозможным. Новые правила игры выглядят так, будто их создатели хотят отбить к этой деятельности желание и у бизнеса, и у граждан. Если не разобраться до конца в новых нормативных хитросплетениях и попробовать оформить по новым правилам использование лесов на сельхозземлях, то можно не просто не обогатиться, а остаться даже в минусе.
комментарии(0)