Фото Reuters
Пока весь мир выясняет, чья вакцина поможет быстрее победить ненавистный коронавирус, в небольшой андской стране Эквадоре прошли президентские выборы. Их результаты могут оказать существенное влияние на дальнейшее развитие всей Латинской Америки, а также позиций там России. И хотя для выявления окончательного победителя выборов предстоит провести второй тур (11 апреля), ясно одно – страна и сама вновь серьезно сдвинется влево, а ее лидер будет существенно влиять на формирование всей политической архитектуры региона.
Надо отметить, что выборы в Эквадоре – это весьма забавное и красочное шоу, которое мало похоже на то, что, к примеру, выборами называется в Соединенных Штатах. Так, более 13 млн избирателей в Эквадоре было предложено 16 кандидатов в президенты (включая всего одну женщину). С учетом того, что в стране крайне слабы политические партии, только привлекательные для широких слоев населения личности имеют шансы быть избранными.
На этот раз полнейшая апатия ко всем политикам, скепсис и усталость от их пустых обещаний, 20-процентная безработица, резкий рост бедности, беспомощное правительство при решении даже самых элементарных задач по сохранению социальной стабильности, повальная коррупция среди руководства плюс настоящий коллапс медицинской системы (в Эквадоре умерло более 15 тыс. человек от коронавируса) стали главными причинами всеобщего недовольства населения и желания сменить власть.
Что же касается уходящего президента Ленина Морено, то кроме звучной фамилии при нем были побиты два рекорда. Более 80% граждан Эквадора считают, что у них не стало вообще никаких перспектив на лучшую жизнь. Поддержка самого президента составляла лишь 10%.
В этой ситуации естественным оказался запрос на политиков-популистов и тех, кто сможет что-то пообещать звучное прямо сейчас. А насчет того, чтобы выполнить, – так это будет уже после выборов и отнюдь не обязательно реализовано.
Пару слов о самом процессе проведения президентских выборов в Эквадоре. Так, голосование в стране – обязательное для всех граждан в возрасте до 65 лет, и традиционно около 15% пришедших на избирательные участки голосуют против всех. Много в Эквадоре неграмотных, и в горных районах Анд, где мне доводилось наблюдать за выборами от Организации американских государств, индейцы отавало испанского языка вообще не знают. Общение идет только на кечуа, и голосуют индейцы больше за картинки с фотографиями кандидатов на бюллетенях, но понятия при этом не имеют ни о них самих, ни об их программах.
Пока же во второй тур выборов вышел 35-летний Андрес Араус, политик левых взглядов и внешне очень похожий на Уго Чавеса, популист. Он – сторонник бывшего президента страны Рафаэля Корреа. Главными союзниками Эквадора он считает Китай и Россию и призывает убрать из страны американские транснациональные компании. Его резкая критика США весьма типична для популистов региона, хотя Эквадор – одна из трех стран Латинской Америки (две другие – Панама и Сальвадор), в которой отменена собственная валюта, а в ходу исключительно американские доллары.
В своих предвыборных речах (опять-таки по американскому примеру) Араус пообещал миллиону семей эквадорцев выдать от государства по 1 тыс. долл. Непонятно, правда, как это можно сделать при огромном внешнем долге (более 17 млрд долл.) и падении экономики от вирусных ограничений почти на 20%.
Главной же задачей Арауса было не допустить к власти Гильермо Лассо – кандидата от правых сил, который уже в третий раз участвовал в президентских выборах. Дважды чуть-чуть ему не хватало для победы, да и на этот раз он вновь ратовал за снижение роли государства в экономике и за главенство законов рынка. Однако в итоге во второй тур вышел третий кандидат – индеец Яку Перес, взгляды которого на окружающий мир сродни понятиям небезызвестной Греты Тунберг.
Он, к примеру, считает, что никакие политические программы не нужны. Надо просто защищать матушку-природу, а дальше все само собой образуется. Так, Перес выступает против добычи полезных ископаемых, за запрет работы в Эквадоре всех горнодобывающих иностранных компаний. И считает, что государство должно только защищать вместе с народом природу, и только в этом случае оно может быть успешным и процветающим. С учетом же того, что в Эквадоре лишь 10% населения относят себя к «коренным индейским народностям», поддержка взглядов Переса самыми широкими массами может стать весьма показательной и для других латиноамериканских государств.
Впрочем, как стало известно во вторник, второе место оспаривает у индейца правый Лассо, и разница между ними в десятые доли процента. Так что они могут еще за второе место судиться и пересчитывать голоса.
Любопытно, что Эквадор получил для борьбы с коронавирусом китайскую вакцину, которая пока не очень успешно себя зарекомендовала. В то же время его соседи – Боливия и Аргентина – вовсю рекламируют вакцину из России. Надо, правда, учитывать, что Эквадор от нашествия вируса спасет не только и не столько чудотворная вакцина (неважно, откуда полученная), сколько реформа всей системы здравоохранения.
Если же принять во внимание, что по результатам первого тура выборов Эквадор в США и государствах Евросоюза уже записывают в ряды «сторонников Мадуро», а саму страну именуют «новой Венесуэлой», то сдвиг страны влево может оказать существенное влияние на политические процессы, происходящие в регионе.
А для России явно появляется шанс вновь вернуться в Эквадор не только на уровне поставки вакцины против вируса, но и с более серьезными намерениями.
комментарии(0)