Фото сайта mnr.gov.ru
Тема развития Арктической зоны остается одной из центральных у российских властей. Пример тому – недавнее решение правительства о повышении инвестиционной привлекательности региона. В марте стартует Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов».
При этом сегодня любой бизнес, реализующий в российской Арктике новый инвестиционный проект, может получить широкие налоговые льготы, административную, инфраструктурную и финансовую поддержку от государства.
В целом в регионе действует около 230 инвестиционных проектов, из которых большинство – проекты малого и среднего бизнеса (МСБ). Это совершенно разные отрасли – туризм, сервис, производство, сельское хозяйство, медицина и др. 33 проекта с инвестициями на 178 млрд руб. уже получили статус резидента Арктической зоны, из них 23 проекта на 18 млрд руб. – как раз МСБ.Однако безусловный приоритет сегодня – конечно же, сбережение природной среды региона. Этому способствует и сама повестка.
К примеру, в Минприроде считают возможным отменить норму об обязательном проведении государственной экологической экспертизы буровых скважин в Арктике. В то же время наращивание хозяйственной деятельности в нашей Арктической зоне, наоборот, должно сопровождаться жестким экологическим контролем и внедрением современных стандартов рационального природопользования. Для этого с участием РАН готовится комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития Арктики.
Ученые прогнозируют, что в ближайшие 15 лет негативные последствия деградации вечной мерзлоты будут только нарастать. Экономический ущерб от этого уже измеряется сотнями миллиардов рублей. Команда российских ученых-мерзлотоведов начала в рамках нацпроекта «Экология» (2019–2024 годы) работу над созданием государственной системы мониторинга и прогнозирования деградации вечной мерзлоты.
Надо напомнить о том, что целевая программа, направленная на ликвидацию накопленного экологического ущерба, который образовался еще в советский период, была сокращена. С 2012 по 2016 год Минприроды РФ системно подошло к рекультивации ряда арктических территорий, проведя конкурсы, отобрав подрядчиков с последующей фиксацией сделанной работы по очистке. В программу попали труднодоступные территории на Крайнем Севере – Новая Земля, Архипелаг Земля Франца-Иосифа. В 2019 году программу по ликвидации «упаковали» в федеральный проект «Чистая страна», а приоритеты по ликвидации ущерба были смещены с Арктики в пользу решения других острых экологических проблем (катастрофа в Усолье-Сибирском, сохранение Байкала, свалка «Черная дыра» в Нижегородской области и т.п.). При этом начатые ранее арктические проекты остались без должного внимания.
Важно, очень важно оставить Арктику как приоритет, продолжить очистку, принять превентивные меры по защите окружающей среды.
Среди прочего еще только предстоит решить проблему старой дизельной генерации за счет сжиженного природного газа (СПГ), возобновляемых источников или местного топлива. Соответствующие механизмы уже в разработке. Такая проблема актуальна, в частности, для Мурманской области.
На решение всех этих задач, разумеется, нужны средства, источники финансирования. А для этого регионам, где имеется значительный накопленный экологический ущерб, необходимо пройти крайне непростой путь по подготовке документации для получения бюджетной помощи.
Чтобы претендовать на федеральное софинансирование, силами региона должна быть разработана проектно-сметная документация, причем для нее требуется прохождение обязательной экологической экспертизы. Это для отдельно взятого субъекта, который вынужден за свой счет разрабатывать проекты по ликвидации накопленного еще с советских времен ущерба, зачастую не под силу.
К примеру, для Ненецкого автономного округа, где серьезный урон экологии наносит загрязненный поселок Амдерма, процент софинансирования – 67%. А при общем бюджете проекта рекультивации в 2,28 млрд руб. изыскать 33% из своих региональных средств, необходимых для получения федеральных денег, весьма сложно.
Еще одна проблема в экологии Арктики – стандарты обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Нужную информацию отрасль ждала от российского экологического оператора, но сегодня базы соответствующих технологических решений нет. По-прежнему не ясно, как быть с глубиной сортировки ТКО в Арктике, или с их экологически безопасной термической обработкой, или с накоплением для транспортировки в места, где процесс переработки будет легче. Ответы на эти острые вопросы должны дать федеральные власти.
Среди профессионального сообщества существует мнение, что некоторые показатели федерального проекта «Чистая страна» нуждаются в коррекции. К примеру, одним из критериев выделена численность проживающих в локации объекта накопленного ущерба. Но ведь в Арктике, как правило, очень небольшая плотность населения, а размер ущерба огромный.
Все сказанное свидедельствует не только о важности самой темы, но и о необходимости тщательной прорабоки программ, направленных на решение проблем Российской Арктики.
комментарии(0)