Графика freepik.com
Казалось бы, уже невозможно еще больше омрачить отношения России и ЕС, которые за весь постсоветский период никогда не были такими плохими, как сегодня. Тем не менее предполагаемое отравление Алексея Навального, его арест по возвращении в Россию и задержание сторонников оппозиционера на митингах в его поддержку создали новый кризис в двусторонних отношениях.
Руководство Евросоюза пребывает в сомнениях относительно введения новых санкций против России в связи с «делом Навального». Позиции политических сил в ЕС в какой-то мере напоминают расстановку сил по ситуации в Белоруссии. Пять стран – Литва, Латвия, Эстония, Румыния и Польша, возглавляющая коалицию сторонников жесткой линии, – призывают к более решительным действиям против Москвы и настаивают на ужесточении санкционного режима. Так, по мнению президента Польши Анджея Дуды, введение новых санкций «абсолютно оправданно» и поэтому визит верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля в Москву должен быть отложен. Позицию Польши готовы поддержать еще восемь государств – членов ЕС.
Франко-германский тандем, играющий решающую роль в выработке общей позиции Евросоюза, пытается найти баланс между идеологией (приверженностью общим европейским ценностям и нормам) и реальной политикой (предотвращением эскалации напряженности в Европе с непредсказуемыми последствиями). По сравнению с Парижем Берлин находится в более сложном положении в силу жесткой оппозиции Польши и стран Балтии. С одной стороны, ФРГ пытается воздерживаться от резких шагов против Москвы, чтобы не навредить проекту «Северный поток – 2», который важен для экономики Германии. С другой стороны, Берлин вынужден в той или иной мере прислушиваться к восточным соседям, чтобы не усугублять напряженность, вызванную тем же «Северным потоком – 2».
Несмотря на резкое обострение отношений между Парижем и Москвой из-за отравления Навального, президент Франции Эмманюэль Макрон не собирается отказываться от диалога с Россией. Он по-прежнему считает, что Москва остается важным партнером в урегулировании международных конфликтов, особенно в Ливии и Иране, и в сфере контроля над вооружениями, который переживает глубокий кризис.
Давление руководства Польши, которое само находится под прицелом критики Брюсселя в связи с реформой судебной системы, нарушающей верховенство закона, пока не изменило расстановку сил в ЕС в пользу так называемых санкционистов. С некоторым перевесом в Брюсселе было принято решение «подождать следующих шагов российского правосудия» и не откладывать визит Борреля в Москву для переговоров с Сергеем Лавровым. Как сказал глава внешнеполитического ведомства ЕС, «отношения с Россией одни из самых сложных. Недавние события только подчеркивают необходимость моего визита в Москву. Ведь помимо вопросов, по которым наши позиции не совпадают, есть также сферы, в которых ЕС и Россия сотрудничают или должны взаимодействовать еще больше, и они требуют нашего немедленного внимания».
В марте лидеры Евросоюза планируют детально обсудить состояние отношений с Россией, и в свете предстоящего обсуждения визит главы внешнеполитического ведомства ЕС в Москву приобретает особое значение. Этот визит – своего рода «разведка боем» для получения информации из первых рук, прежде чем Совет Европейского союза обсудит отношения с Россией в стратегическом ключе.
Помимо обсуждения проблем и перспектив отношений между Россией и ЕС на московской встрече планируется также обмен мнениями по актуальным международным вопросам, включая ситуацию на Западных Балканах, Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в СНГ. В ходе переговоров также будут обсуждаться возможности реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана, дальнейшей стабилизации Нагорного Карабаха, вопросов безопасности в Европе и др.
В руководстве ряда стран ЕС вырисовывается четкое стремление развести проблемы прав человека в России и взаимодействие с Москвой в тех сферах, где это необходимо. Последовательная критика российского руководства за нарушения прав человека и прагматичное избирательное сотрудничество в общих интересах – вот два параллельных направления, которые определяют сегодняшний курс Брюсселя. Именно об этом говорилось и в пяти принципах политики Евросоюза по отношению к России, и в Глобальной стратегии безопасности ЕС. Не случайно многие политики в Европе указывают на вновь избранного президента США Джозефа Байдена, который при всех многочисленных претензиях в адрес России не задумываясь поддержал предложение Владимира Путина продлить СНВ-3, поскольку этот договор отвечает национальным интересам США и является «якорем стратегической стабильности».
Однако критики европейской политики «двух параллельных прямых» в отношении России указывают, что она контрпродуктивна по своей сути и не реализуема на практике. Если Кремль пойдет на конструктивное сотрудничество и даже уступки по ряду важных для Европы проблем, Евросоюзу будет трудно критиковать партнера за нарушение прав человека. Они ссылаются на прошлый опыт, когда политика разрядки международной напряженности в отношении СССР лишь способствовала легитимизации авторитарного режима, жестко подавлявшего всякое инакомыслие. Отделение морали от безопасности, с их точки зрения, приведет к утрате и первого, и второго.
Их оппоненты утверждают, что при таком подходе человечество вряд ли бы пережило новый кризис, подобный Карибскому. Именно разрядка международной напряженности, прежде всего знаменитый Хельсинкский акт, установивший общие правила игры для держав Востока и Запада, а также сотрудничество СССР и США в сфере контроля над вооружениями, ослабляла угрозу глобального конфликта и способствовала демократическим реформам Михаила Горбачева.
Сегодня эти две точки зрения раскололи Европейский союз практически пополам. Как известно, в геометрии две параллельные прямые не пересекаются, что применительно к политике отнюдь не бесспорно.
комментарии(0)