Фото сайта euroasianews.md
Во времена СССР на территории Республики Молдова (РМ) были построены железнодорожные терминалы, где совмещалась широкая колея (СССР) и узкая колея (Европа) железных дорог континента. Это были стратегические терминалы, которые обеспечивали перевалку коммерческих грузов между Европой и Азией. В случае войны они позволяли СССР в течение 48 часов развернуть на западных границах Союза необходимые резервы войск.
И после обострения отношений России и Украины инфраструктурный железнодорожный потенциал Молдавии продолжал представлять для РФ стратегическое значение.
После запуска газового трубопровода «Турецкий поток» в Республике Молдова без широкой огласки провели реконструкцию магистрального газопровода. Был реализован технический проект реверса газа из «Турецкого потока» – через румынский участок в Молдавию и из Молдавии – в Украину. Недооценивать значение этого проекта опасно: теперь Румыния может поставлять Молдавии и Украине газ, компенсируя его объемом из «Турецкого потока». И это не единственный вариант, есть еще несколько.
Примечательно, что до последнего времени газовая система Молдавии была для Москвы инструментом «мягкой силы».
Все международные автомагистрали из Китая, Азии и Юга России проходят через Молдавию и приднестровский участок, где Россия сохранила свое политическое влияние и группировку войск. Именно в Молдавии могут быть созданы автомобильные логистические терминалы, позволяющие регулировать внешнюю торговлю ЕС и СНГ. Логистические центры представляли стратегический интерес для России как в торговом деле, так и в военном отношении.
Не выходя за рамки обсуждения только трех инфраструктурных преимуществ Молдавии, можно отметить, что Россия могла бы больше приложить усилий, чтобы видеть Молдавию рядом. Даже вопреки тому, что, возможно, Молдавия и не слишком хотела бы этого, ведь республика – географическая и геополитическая окраина СНГ. Но Россия за исключением выброшенных на одну из молдавских партий денег ничего не делала, чтобы сохранить свои национальные интересы в Молдавии.
Сегодня Молдавия не зависит от поставок российского газа, ГСМ, электроэнергии, продовольствия и вполне может не зависеть от присутствия войск на Днестре. У России уже нет гарантий того, что лидеры Приднестровья завтра не скажут: «Спасибо России за 30-летнюю успешную миротворческую миссию, но мы в защите не нуждаемся».
В рамках обмена мнениями с политиками РФ в 2020 году мы предупреждали их, что если они в очередной раз предложат Владимиру Путину поддержать Додона (Игорь Додон – экс-президент РМ. – «НГ»), не Запад, а молдавский народ обидится на РФ и Москва потеряет доверие молдавского народа к России. А это более серьезная потеря, чем железная дорога, газовые трубопроводы или автодороги. Инфраструктуру можно вернуть подписанием документов, а доверие возвращается только через новые испытания отношений на прочность.
Но Путину в очередной раз рекомендовали Додона, и рейтинг благоприятного отношения к России упал до рекордных 23%, а Додон проиграл президентские выборы. Победила Майя Санду, и мгновенно был запущен механизм создания единого межгосударственного инфраструктурного проекта по ликвидации всех элементов присутствия и перспектив РФ в Молдавии.
Скажу только о самых важных. Все логистические железнодорожные узлы будут разрушены, узкая колея ЕС войдет в города Молдавии, а из этих городов будет проложена электрифицированная железная дорога и, возможно, сдана в концессию Украинской железной дороге. Следует отметить, что ЕС уже выделил средства для строительства высоковольтных линий электропередач, связывающих Молдавию и Румынию, а газопроводы РМ еще в 2020 году были технически связаны с Румынией как на юге, так и на севере страны.
Майя Санду встретилась с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом и получила большой финансовый грант, а также 200 тыс. доз вакцин от коронавируса. В течение трех лет Румыния может предоставить Молдавии 500 млн евро.
В течение 20 дней после встречи с президентом Румынии Майя Санду встретилась с президентом Украины Владимиром Зеленским и подписала соглашение о строительстве за счет средств ЕС прямой автомагистрали Киев–Кишинев в обход приднестровского участка и далее – на Балканы.
Румыния занимает первое место по объему товарооборота с РМ, Украина – второе, если исключить объем российского газа. Возможно, Молдавия и будет покупать российский газ, смешанный с румынским, но зависеть от российского газа, как раньше, она уже никогда не будет.
Еще в 2019 году Россия в Молдавии была фактором влияния и вызывала уважение, но покровительство Додону негативно сказалось на репутации РФ в РМ. Можно ли это изменить? Можно, но это будет стоить очень дорого – 7,5 млрд долл. газовых долгов Приднестровья, которые нужно списать с Молдавии в рамках мирового соглашения.
комментарии(0)