Графика freepik.com
Народ (и не только американский) завороженно твердит имена нескольких мультимиллиардеров, ставших генераторами большей части значимых мировых новостей. Хозяева IT-гигантов Google, Facebook, Microsoft, Amazon, объединенные с верхушкой Демократической партии США, свое могущество явили миру особенно наглядно в нынешнюю президентскую кампанию.
Но чтобы понять всю гибридность этого могущества, надо вновь вдуматься в предостережение Эйзенхауэра. Шестьдесят лет назад, 17 января 1961 года, завершая свое президентство, республиканец Эйзенхауэр произнес знаменитую речь. Главный пункт обращения к нации – предупреждение о важнейшей опасности для США, американского общества: «Военно-промышленный комплекс может приобрести необоснованное влияние в правительственных кругах».
Парадокс! Американский президент пугал в 1961 году монополизацией влияния страну с наиболее эффективным антимонопольным законодательством, действующим еще с 1890 года! Знаменитый «антитрестовский», антимонопольный Акт Шермана объявлял «преступлением препятствование свободе торговли путем созданием треста, монополии и вступление в сговор с такой целью». Акт обязывал федеральных прокуроров преследовать эти преступные объединения и устанавливал наказания: штрафы, конфискации, тюремные сроки до 10 лет.
По части нависшего над мировыми рынками IT-монстров наказания даже не приходится нагнетать панику. Макрон объявил борьбу с ними приоритетом. Почти ежемесячные миллиардные штрафы Google, Facebook уже сродни новостям о погоде и пандемии: «Google оштрафован на рекордную сумму 5 млрд долл.», «Рекордный штраф! 5 млрд долл. заплатит Facebook», «Франция оштрафовала Google и Amazon на 135 млн евро», «Генпрокурор Колорадо готовит иск 38 штатов к Google», «Суд в Москве оштрафовал Google на 3 млн руб.»…
В действительности вышеперечисленные и десятки подобных исков и штрафов связаны с обычной, шермановской монополизацией информационного рынка IT-гигантами (собственно, иски в США и базируются на Акте Шермана). А сегодня актуальна смена шермановской монополизации – эйзенхауэровской. Цифровые корпорации, сливаясь с… угадайте, с какой партией, приобретают «необоснованное влияние», не снившееся никаким Boeing в случае слияния с генералами, политиками в military-industrial complex (термин, введенный в мировой политический оборот именно в прощальной речи Эйзенхауэра).
Датский Saxo Bank, известный своими «Шокирующими предсказаниями», в прогнозах на 2021 год ставит номером первым такое: Amazon купит Кипр.
В отличие от действительно IT-компаний Amazon – ретейлер (торговля необъятным ассортиментом товаров). Его глава Джефф Безос отмечен особо высоким градусом взаимной ненависти с Трампом. Безосовская газета Washington Post, пожалуй, самый яростный критик президента. Но экономическая подоплека прослеживается и здесь. По главному своему бизнесу, набору друзей-коллег, наконец, политическим шагам Трамп – лидер американских девелоперов, строителей, хозяев крупной недвижимости, прежде всего – супермаркетов, торговых центров. А они – в числе первых жертв экспансии Amazon, торгующего через интернет. Цифровая стихия связала его с IT-гигантами и Демпартией в могучий пул.
А для прочного влияния на страны – места новых локаций заводских труб и не самых белых воротничков – и нужен интернет-глобализм. Средство его утверждения – глобальная же интернет-цензура.
Объявлявший «Конец истории» американский социальный философ Фрэнсис Фукуяма признал: партия была не окончена, а отложена. В статье «Как спасти демократию от технологий» от 26.11.20 в Foreign Affairs он пишет: «Республиканцы считают, что крупные интернет-платформы предвзято относятся к консерваторам. Между тем постоянно разрастающееся интеллектуальное движение, возглавляемое когортой влиятельных правоведов, стремится по-новому истолковать антимонопольное право, чтобы противостоять господству этих платформ».
Когда одна из немногих писавших статьи против Байдена газета New York Post (весьма уступающая своим «землякам» New York Times) рассказала о бизнесе Хантера Байдена в Украине, его электронных письмах, Twitter массово блокировал ссылки на статью, а затем аккаунты республиканцев. Только под большим давлением доступ к статье был восстановлен.
В итоге IT-гиганты вытащили «сонного Джо» из подвала в буквальном и переносном смыслах, помогли ему победить сначала Сандерса, затем Трампа… И за успешной Сандерсомахией последовала рекордная ноябрьская кампания-2020: избран самый пожилой президент США, впервые в истории США Верховный суд был вынужден вмешаться в подсчет голосов.
Рекордна и степень вмешательства айтишников: в мае Twitter выдал твитам Трампа знак «сомнительная достоверность», позже заблокировал аккаунт его штаба. Основание – «сомнительное видео». 1 сентября пометил «манипуляция информацией» твит штаба Трампа, указавшего на ошибки в речи Байдена.
Упоминался и рекордный штраф Facebook, 5 млрд долл., – за что же?! «Расследование против соцсети началось после утечки данных миллионов пользователей в компанию Cambridge Analytica, которая консультировала штаб Трампа».
А Трамп, во-первых, продолжает оспаривать результаты выборов-2020, во-вторых, объявил о своем участии в выборах-2024. Маловероятно, что IT-гиганты за это время радикально изменят политическую ориентацию. Надежды республиканцев могут быть связаны лишь с изменением уникальной меры влияния, полученной ими в «смычке» с Демпартией США в постмиллениумные десятилетия.
комментарии(0)