Графика freepik.com
Показатель инфляции – один из ключевых, о котором говорят правительство и Центробанк в современной России. Однако сегодня нужно использовать более комплексные механизмы анализа экономической реальности, которые будут соответствовать как сложности современного общества, так и возможностям новых инструментов анализа.
Многие отлично помнят времена перестройки, когда ценники переписывались по несколько раз в день и покупательная способность денег утром могла сильно отличаться от их состояния вечером. Последние годы во многом благодаря тому, что уровень инфляции вошел в число так называемых таргетируемых показателей, мы привыкли жить в условиях относительной стабильности. И тем больнее ощущается любое значительное повышение цен на важные продукты и услуги. Ведущие макроэкономисты спорят относительно прогноза на 2021–2023 годы, обсуждая колебания в 1–2 процентных пункта вокруг 4-процентного уровня инфляции в зависимости от оптимистических или пессимистических ожиданий. Однако ключевой вопрос нашего времени – остается ли рассчитываемый уровень инфляции хорошим индикатором экономических процессов? – часто не попадает в этот дискурс. Давайте разберемся.
Во-первых, надо заметить, что инфляция – это устойчивое повышение уровня цен на продукты и услуги в течение длительного времени. Ее необходимо отличать от скачков цен, которые могут быть обусловлены большим количеством факторов. В качестве примера можно привести цены на имбирь и лимоны. Весной, в начале пандемии, цены на имбирь выросли до 10 раз, с 200 до 2000 руб. – а сейчас они упали до исходного уровня.
Во-вторых, инфляция оказывает комплексное и разностороннее влияние на экономику. Для тех групп населения, кому приходится платить больше, это, естественно, негативно. Компаниям же инфляция позволяет больше зарабатывать, а значит – платить больше налогов и иметь возможность повышать зарплату сотрудникам. Для них это позитивный процесс, если, конечно, он не касается роста цен на сырье и комплектующие. Поэтому начиная с середины прошлого века экономисты считали, что умеренная инфляция полезна для экономики.
Однако этот сложившийся макроэкономический дискурс пришел в противоречие с реалиями XXI века. Мы пытаемся подходить к экономике, которая представляет живую ткань, сплетенную из физических и цифровых процессов, инноваций и разрушающих технологий, разнообразных потребительских паттернов поведения, с мерилами и таргетированием прошлого века: инфляция, ВВП и другие показатели. Тот же Джозеф Стиглиц, нобелевский лауреат по экономике, еще несколько лет назад отмечал, что ВВП не очень хороший показатель для оценки успешности стран. И мы видим, как многие правительства в эпоху пандемии все меньше говорят о росте ВВП и все больше – о здоровье населения, обеспечении занятости, защите природы, зеленых инвестициях.
В-третьих, инфляция совершенно разная для разных групп населения. И если мы идем к персонализированным расчетам и банковским продуктам, то надо отказаться от грубых макроэкономических агрегаторов. Потребительская корзина, которая считается для инфляции, очень обобщенный показатель. Там используются усредненные условные «масло» и «колбаса». Но все же едят разные продукты. И в итоге для некоторых групп населения инфляция может оказаться ниже, а для кого-то – выше.
Мы хотим контролировать инфляцию, чтобы граждане, имея тот уровень доходов, который у них есть, не отказывали себе в приобретении жизненно необходимых товаров и услуг. Но для этого их в первую очередь необходимо правильно сегментировать. Банки, страховые компании, сотовые операторы уже используют интеллектуальный анализ больших данных о своих клиентах, чтобы предлагать продукты и услуги, адаптированные под каждого. В пределе – инфляция у каждого своя. Конечно, подстраивать государственную политику под конкретного гражданина может казаться утопией, но более четко и сфокусированно представлять объект управления обязательно придется.
Также в условиях пандемии появился тренд на самообеспечение: часть граждан приходят к личному подсобному хозяйству, делают запасы. Этот тренд есть, хотя он, может, и не такой масштабный.
Необходимо осуществлять мониторинг цен. Но я не уверен, что прямое таргетирование единственного или нескольких показателей – это достаточная мера в тех условиях, в которых мы оказались – и Россия, и весь мир. Однако уже сейчас в мире многие финансовые регуляторы, в том числе и российский Центробанк, ищут альтернативные индикаторы и социального, и экономического статуса в стране, которые лучше описывают то, что происходит, и позволяют привлечь современные аналитические инструменты – нейросети, семантический анализ больших данных, комплексную оценку паттернов поведения домохозяйств. Это как в медицине: показатель температуры важен, но он не единственный для определения состояния пациента.
Самое главное – чтобы страх инфляции не шел впереди ее фактического проявления. Ведь именно инфляционные ожидания населения и бизнеса раскручивают ту самую инфляционную спираль, губительную и для экономики, и для общества.
комментарии(0)