На фото выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Председательствующим Президиума Боснии и Герцеговины М.Додиком, Фото сайта mid.ru
Во время пандемии частота международных контактов главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова закономерно резко снизилась. Были отменены многочисленные визиты и встречи с зарубежными коллегами. На этом фоне приятным исключением стало последнее балканское турне министра, затронувшее три страны – Сербию, Хорватию и Боснию и Герцеговину (БиГ). В Загребе главу МИД РФ встречали неожиданно тепло – это во многом объясняется тем, что это был первый визит российского министра за 16 лет. В ходе визита было открыто новое здание дипломатической миссии РФ, а также проведены переговоры по поводу открытия полноценного представительства Россотрудничества в столице Хорватии.
В Белграде главу российского МИДа принимали, как всегда, на высоком уровне – визит был давно ожидаемым и важным с точки зрения демонстрации высочайшего уровня российско-сербских отношений. Весь маршрут следования по Белграду Сергея Лаврова лично сопровождал президент Сербии Александар Вучич, чего он ни разу прежде не делал в аналогичных случаях. На сегодняшний день Сербия является важнейшим геополитическим союзником Москвы в Европе, проводящим совместную политику в области энергетики, оставаясь нейтральной страной в сфере безопасности и активно противостоящей давлению Запада в вопросе присоединения к антироссийским санкциям. Кроме Сербии, только БиГ не присоединилась к санкциям, но это обусловлено принципиальной позицией Республики Сербской и ее лидера Милорада Додика.
Собственно именно с визита в БиГ и началось балканское турне Лаврова. И, пожалуй, это стало самым непростым моментом программы. Начавшись с встречи в Восточном Сараево с текущим председателем президиума БиГ, представляющим интересы сербов Додиком, он был продолжен переговорами с председателем боснийского кабинета министров Зораном Тегелтией, президентом Республики Сербской Желькой Цвиянович, а также представителями парламента Республики Сербской.
Стоит отметить, что ротация в президиуме БиГ проводится каждые восемь месяцев, а состоит он из представителей трех титульных народов БиГ – сербов, хорватов и бошняков. Эти положения закреплены Дейтонскими соглашениями 1995 года, создавшими это государственное образование в его нынешнем виде. При этом полномочия сербов регулярно ставятся под сомнение, подвергаются давлению и урезанию со стороны не прописанного нигде «высокого представителя ЕС», обладающего правом вето любого принятого законными органами власти решения.
Нынешний боснийский «еврокомиссар» – представитель Австрии Валентин Инцко – давно и обоснованно вызывает раздражение сербов БиГ. О неактуальности существования такого поста неоднократно говорили и в Москве. В рамках прошедшего визита Лавров также подчеркнул, что БиГ «давно не нужен внешний протекторат». И предостерег западных партнеров от попыток разрушить дейтонскую архитектуру, что «будет иметь серьезные последствия».
Видимо, данный пассаж в сочетании с первичностью визита в Восточное (сербское) Сараево и вызвал недовольство упомянутого «еврокомиссара», настойчиво посоветовавшего хорватскому и мусульманскому членам президиума БиГ отменить назначенные переговоры с Лавровым. Что те и сделали, не явившись в 9 утра 15 декабря на заранее согласованную встречу. Образовавшаяся пауза в министерском графике была заполнена продолжением переговоров с его главным боснийским визави Додиком. Со своей стороны, Лавров нашел время для встречи с подлинным лидером боснийских хорватов, возглавляющим Хорватский демократический союз, вице-спикером Палаты народов Парламентской ассамблеи БиГ Драганом Човичем.
Дело в том, что на прошедших в октябре 2018 года всеобщих выборах в БиГ представителя хорватов и мусульман должны были выбирать соответствующие общины Мусульмано-хорватской федерации страны – одного из двух, наряду с Республикой Сербской, боснийских энтитетов. Но в силу того, что на три народа приходится всего два энтитета, выбор мусульман и хорватов всегда проходил по неформальному «джентльменскому» соглашению – не голосовать за других. Оно два года назад было нарушено мусульманами, избравшими «своего» представителя хорватов, неподконтрольного Загребу.
Таким образом, была нарушена давно устоявшаяся практика сохранения межнационального баланса в этой стране. Теперь же новая американская администрация, по всей видимости, будет пытаться торпедировать весь Дейтонский формат на правах учредителя. С этим фактом могла быть связана и отмена встречи Шафика Джаферовича и Желько Комшича с Лавровым. С ним же в известной степени были связаны и переговоры российского министра в Загребе о том, насколько Хорватия будет заинтересована в сохранении текущего статус-кво в БиГ. Ведь всем очевидно: любой новый гражданский конфликт окончательно поставит крест на государственности этого не вполне состоявшегося образования. И в этом случае Белград и Загреб смогут вернуться к когда-то обсуждавшемуся Слободаном Милошевичем с Франьо Туджманом проекту разделения БиГ между Сербией и Хорватией. Правда, исламский фактор и, по всей видимости, США будут против такого сценария, предпочитая обратный – появление первого полноценного исламского государства в Европе, что станет возможным только в случае ликвидации Республики Сербской. А это уже прямой путь к новой войне. Взрывоопасность на Балканах сохраняется.
комментарии(0)