Коллаж сайта see.news
Президент США Дональд Трамп объявил об очередном успехе республиканской администрации на международной арене. Вашингтон выступил посредником в установлении официальных дипломатических отношений между Израилем и Марокко.
Здесь следует отметить две вещи. Во-первых, Марокко стало четвертым мусульманским государством после ОАЭ, Бахрейна и Судана, которое установило внешние связи с Иерусалимом. Это само по себе крайне важно для Израиля и лично для Трампа, который, без сомнений, сделал очень много для укрепления международного влияния Иерусалима на Ближнем Востоке и снятия напряженности в арабо-израильском конфликте в целом. Кроме того, США вновь продемонстрировали Израилю, что готовы укреплять сотрудничество с ним и дальше, в Вашингтоне по-прежнему считают Иерусалим главным союзником страны на Ближнем Востоке.
Во-вторых, само по себе установление дипломатических отношений между Израилем и Марокко способствует экономической, политической и гуманитарной интеграции африканской страны в Ближневосточный регион. Это соглашение снимает многие барьеры между двумя странами в торговле, образовании, гуманитарной и туристической сферах. Более того, Марокко, как и ОАЭ, Бахрейн, демонстрирует остальному мусульманскому миру, что иметь хорошие отношения с Израилем можно и нужно, так как это выгодно прежде всего самим арабским странам.
Международные отношения Израиля в период премьерства Биби Нетаньяху вышли на новый уровень. Немалую роль в укреплении имиджа страны на мировой арене сыграл, конечно, и президент Трамп, с которым у Нетаньяху сложились очень теплые отношения. Перенос в 2018 году посольства США в Иерусалим, признание города единой и неделимой столицей еврейского государства, активная военная и экономическая поддержка Израиля со стороны Соединенных Штатов – все эти факторы позволили израильскому лидеру укрепить позиции страны в регионе и заручиться поддержкой граждан.
Нет сомнений в том, что с уходом Трампа позиции Нетаньяху на мировой арене несколько ослабнут. Впрочем, не стоит считать, что демократическая администрация избранного президента Джо Байдена будет сильно менять политику Штатов в отношении Израиля. Байден и Биби – давние друзья. Об этом неоднократно публично заявляли оба политика. Нетаньяху отлично знает, какие именно у Байдена взгляды на международную политику и мировую экономику. Вообще говоря, они абсолютно умеренные и центристские. Будучи вице-президентом в администрации Барака Обамы, Байден отвечал за внешнюю политику и международную дипломатию США. И очевидно, что важное место в период его вице-президентства занимал именно вопрос арабо-израильского конфликта. Байден, конечно же, поддерживает Израиль, однако не так ярко, как Трамп, но и не так «слабо», как Обама. Он скорее пытается найти мирный выход из конфликта путем создания государства Палестина наравне с Израилем (two-state solution), а не навязывания арабским странам своеобразной политики умиротворения. При этом избранный вице-президент Байдена – Камала Харрис известна своими произраильскими взглядами. Она активная сторонница поддержки Иерусалима и считает еврейское государство главным союзником Штатов на Ближнем Востоке (о чем неоднократно высказывалась публично).
Но вернемся к сделке между Израилем и Марокко. Помимо посредничества в установлении дипотношений между двумя государствами США также признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Это важное решение, так как данная автономия, которая фактически находится под контролем марокканского правительства, в реальности имеет замороженный конфликт с официальным Рабатом. В 1970-х годах леворадикальный фронт POLISARIO объявил Западную Сахару независимым государством, однако большая часть стран мира не признали провозглашенную на территории автономии Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). В настоящее время самопровозглашенные лидеры САДР находятся в изгнании и проживают на территории Алжира. Тот факт, что США признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой, говорит о том, что позиции официальных властей страны укрепились, а положение леворадикальных лидеров движения POLISARIO, напротив, ухудшилось. Более того, Вашингтон пообещал открыть в западносахарском городе Дахла американское консульство для укрепления инвестиционного климата в Марокко.
Еще один фактор, который нельзя игнорировать, – отношения Испании и Марокко. Мадрид и Рабат имеют давнюю историю двухсторонних связей. Существенный период времени испано-марокканские отношения находились на крайне низком уровне из-за территориальных и исторических разногласий, а также вопроса двух испанских полуанклавов на территории Африки, которые граничат с Марокко, – Сеуты и Мелильи. Испания имеет достаточно сильное влияние в Северо-Западной Африке, поэтому любые международные конфликты или соглашения, которые происходят в данном регионе, косвенно касаются и Мадрида. Укрепление мира в Северной Африке совершенно точно положительно скажется на развитии испано-марокканских отношений. Американские инвестиции после признания Вашингтоном суверенитета Марокко над Западной Сахарой, без сомнений, поспособствуют экономическому росту страны, а значит, улучшат финансовый микроклимат региона, что важно для Испании. В частности, экономические интересы Мадрида и Рабата пересекаются в районе Канарских островов, которые являются неотъемлемой частью Испании, но при этом привлекательны с точки зрения предпринимательства и финансов. Международные экономические отношения между европейским и африканским государствами могут развиваться более активно, если обе стороны будут реализовывать совместные проекты на Канарах. Об этом неоднократно говорили как сами испанцы, так и марокканские политики. Вероятно, после того как в Дахле появится американское консульство, для Марокко откроется возможность вновь начать переговоры с Испанией по поводу торговых вопросов между Канарами и Северо-Западом Африки, так как безопасность в регионе повысится.
комментарии(0)