На фото скамья подсудимых Нюрнбергского процесса. Фото Reuters
75 лет назад начался Международный военный трибунал, более известный как Нюрнбергский процесс, который длился 316 дней и оставил истории 40 томов стенограмм и доказательств преступлений против мира и человечности. Однако, как справедливо отметил Илья Эренбург, фашизм «пережил май 1945 года, поболел, похандрил, но выжил».
Проявления «коричневой чумы» – не редкость в современном мире. И мы имеем дело отнюдь не с маргинальным явлением, а с серьезным общественно-политическим вызовом.
Государственное и национальное строительство в новых независимых образованиях, а также странах, входивших в Варшавский договор, не обошлось без частичной реабилитации нацизма. Во многом эти действия вызваны стремлением правящих элит выстроить собственную версию национальной истории, противоположную той, которая внедрялась в общественное сознание в советский период. В результате зачастую наряду с восстановлением исторической справедливости в национальных героев превращаются либо открытые пособники гитлеровского нацизма, либо радикальные националисты, не связанные напрямую с нацистским режимом в Германии.
Трудности адаптации и интеграции мигрантов вкупе с растущими экономическими проблемами, а также распространение среди европейских мусульман джихадистской идеологии формируют даже в странах с развитыми демократическими институтами запрос на ксенофобию, популизм и крайний национализм с расистскими элементами.
Опасна политика западных стран, направленная на попустительство праворадикальным группам, использование неонацизма в собственных целях, в том числе борьбе против России. В сознание людей внедряются следующие идеологические установки: СССР и Германия – два тождественных государства, две империи зла. В этом контексте война между СССР и Германией – конфликт двух диктатур. А разнообразные пособники нацистов, политические режимы и отдельные политические силы европейских стран, ставшие союзниками Германии, – всего лишь защитники независимости от советской агрессии, участники войны за независимость родины и против нацистов, и против коммунистов.
Проявления агрессивной ксенофобии, неонацизма и радикального национализма имеют место и в РФ. Свастики на синагогах, зигующие юнцы, нападения на африканцев. Таких инцидентов немного, но, судя по кипящей ненависти в интернете, беда может вспыхнуть в любой момент. Резонансной акцией стала атака на сайт «Бессмертного полка» в мае 2020 года. Во время онлайн-шествия в День Победы пользователи интернета обратили внимание на изображения нацистских преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Большинство IP-адресов, с которых приходили «коричневые метки», находились за границей – в основном в Эстонии и Украине, но несколько адресов было и российских.
По оценкам американских правозащитников, в США действует более 900 различных «групп ненависти». Неонацисты не скрывают своих убеждений о превосходстве белой расы. В январе 2020 года ФБР раскрыло группировку «База», которая готовила акты насилия в отношении евреев и афроамериканцев. В прошлом году 28-летний гражданин Австралии Брентон Таррант убил 49 человек в двух мечетях новозеландского города Крайстчерч. Перед нападением он опубликовал онлайн-ссылку на 74-страничный «манифест» с расистскими тезисами. Тревожным фактом является рост правоэкстремистских взглядов в Германии. В апреле 2018-го в немецком Острице прошел двухдневный фестиваль неонацистов, приуроченный к дню рождения Гитлера. Помимо жителей Германии в нем приняли участие около 300 человек из Польши, Чехии и Австрии. В мае этого года немецкие силовики нагрянули в загородный дом саксонца, подозреваемого в связях с неонацистскими группировками. Раскопав тайник в саду, они нашли взрывчатку и оружие. Подозреваемым оказался командир спецназа ФРГ. Общее число немцев, известных правоохранительным органам как правые экстремисты, в последнее время резко растет: их насчитывается около 33 тыс. против примерно 24 тыс. в прошлом году.
В странах Балтии происходит героизация не только деятелей «первых республик» (1918–1940), но и коллаборационистов, поддерживавших гитлеровскую Германию, и «лесных братьев» – партизан, которые воевали не только с Советской армией и НКВД, но и с собственным гражданским населением. В Латвии парламент одобрил законопроект, который уравнял коллаборационистов и ветеранов антигитлеровской коалиции. Уже недоброй традицией стал ежегодный День легионера, когда в центре Риги проходит шествие в память участников легиона «Ваффен-СС». При этом курс на пересмотр истории Второй мировой войны и самих прибалтийских государств активно дополняется дискриминационной политикой по отношению к русскоязычному населению. Обыски у «пророссийских» журналистов, правозащитников, возбуждение против них уголовных дел стали регулярными. Все эти действия проходят на фоне масштабной языковой реформы. Сейм Латвии в марте 2018 года принял поправки в законодательство, согласно которым в стране будет произведен полный перевод образования на латышский язык. По факту этим решением власти Латвии создают в центре Европы новый вид этнической сегрегации. Русскому меньшинству предлагаются либо бегство из страны за неимением перспектив, либо фактическая ассимиляция, либо уход во «внутреннюю эмиграцию».
Политика декоммунизации в Украине превратилась в сведение счетов с историей, идеологического обособления страны от всякого влияния России и дискриминацию по отношению к российским соотечественникам. Военизированные формирования нередко пытаются подменить собой власть, проводя акции устрашения в отношении ветеранов войны, активистов, защищающих права русских. В Республике Молдова насчитывается около 10 организаций правого толка, которые легализовали свой статус через Минюст. Некоторые структуры открыто используют нацистскую символику, проводят факельные шествия, чествуют солдат армии Румынии, воевавших на стороне Гитлера и маршала Иона Антонеску.
Один из самых значительных романов XX века «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана призывает нас к сопротивлению «коричневой чуме» как угрозе цивилизации: «Фашизм и человек не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преображенные, человекообразные существа. Но когда побеждает человек, наделенный свободой, разумом и добротой, фашизм погибает и смирившиеся вновь становятся людьми».
комментарии(0)