Фото Reuters
Процесс передачи власти в США начался, и можно быть уверенным, что действующий президент США Дональд Трамп покинет свой пост. Однако, если говорить о Трампе, тут можно сказать словами Пушкина «весь я не уйду».
Байден уже пообещал возвратить многое из того, от чего отказался Трамп: вернуться в Парижское соглашение по климату и к членству во Всемирной организации здравоохранения. Но в период пандемии приоритетом для новой администрации будет внутренняя политика, точнее экономика, а для этого нужны большие средства.
Вопрос денег cтановится для Байдена главным в сегодняшней реальности. Пандемийная экономика этой зимой потребует более 2 трлн долл., но Конгресс и Сенат больше 1 трлн не дадут.
А денег Байдену, судя по его обещаниям, которые он надавал перед выборами, потребуется много. Конечно, он по-прежнему, как и Трамп, будет выжимать плату в 2% ВВП на оборону у союзников по НАТО. Да, он будет делать это не так жестко, как Трамп, но все равно будет действовать, как до него это делал его начальник Барак Обама. Однако даже если на радостях расщедрится Германия, это все равно капля в море и США по-прежнему будут нести главное бремя расходов по НАТО.
Бизнес будет обложен новыми налогами – как прямыми, так и косвенными, и это ему вряд ли понравится. Деловой мир может и не вполне любить Трампа, но он его понимает, ведь Трамп и сам плоть от плоти американского бизнеса. А успехи Трампа здесь вполне красноречивы: индекс Dow Jones достиг при нем 30 000 пунктов, а при кумире демократов Обаме он был 18 000 пунктов.
Однако даже рост налогов не даст Байдену достаточно средств на свои обещания. А это 8 трлн долл. на погашение студенческих займов и 42 трлн на бесплатную медицину.
Идей у Байдена, где взять средства, будет немного, и он вполне может, пусть и в слегка измененном виде, взять на вооружение идею Трампа обложить штрафами Китай за разнос эпидемии COVID-19 по всему миру.
Большая часть мирового сообщества его в этом поддержит. Идею одобрили уже более 120 стран, и значит, у американского президента будут развязаны руки. Тем более что соперник Байдена постоянно упрекал его в том, что он слишком благоприятно относился к КНР, когда был вице-президентом. Многочисленные рекламные ролики кампании Трампа состояли из нарезок достаточно комплиментарных заявлений Байдена о Пекине.
Все это значит, что Байдену для того, чтобы прослыть «крутым парнем», надо будет вести себя жестко. «Байден не должен попадать в ловушку улучшения отношений», – советует авторитетный обозреватель Washington Post Джош Рогин. Придерживаться жесткой линии в отношении Китая предлагал в серии статей и советник Байдена Джейк Салливан, которого избранный президент номинировал на пост помощника по национальной безопасности.
Действовать иначе Байдену будет тяжело. На уровне штатов поддержки у него не так много, а в случае, если выборы в штате Джорджия приведут в Сенат республиканца, республиканское большинство там ограничит новому президенту свободу рук.
Что же касается отношений с демократическим Конгрессом, проблем здесь, кажется, быть не должно. Но нынешний спикер, 80-летняя Нэнси Пелоси, вероятнее всего, вскоре покинет свой пост. Выстраивание отношений с новым спикером-однопартийцем может быть проблемой для Байдена.
К тому же, несмотря на то что демократы сохраняют большинство, «голубой волны» не случилось и даже, наоборот, демократы потеряли восемь мест в пользу республиканцев, а среди новых народных избранников немало людей Трампа.
В международной политике, несмотря на определенную хаотизацию, Трамп оставил Байдену вполне приличное наследство. Он не начал ни одной войны, а беспокоивший Обаму зловредный Ким Чен Ын стал более или менее договороспособным. При этом возвращение к иранской «ядерной сделке», если и произойдет, будет непростым. Чтобы не испортить отношения с Израилем, Байдену придется быть для этой страны больше Трампом, чем Обамой, к тому же ему придется выстраивать отношения с новым премьр-министром Бенни Ганцем, который к концу следующего года сменит Биньямина Нетаньяху.
В случае с другой беспокоящей США страной, Венесуэлой, Байдену также придется действовать не менее жестко, чем Трамп, продолжая обкладывать ее санкциями. Не исключено и военное решение проблемы надоевшего Вашингтону Николаса Мадуро, правда чужими руками. Нельзя сбрасывать со счетов, что дружественная США Колумбия поспособствует смене режима в этой стране.
В отношениях с Россией, возможно, появится больше прагматизма: будет продлен Договор СНВ-3 и состоится возвращение к Договору по открытому небу. Но санкции против России приобрели характер законов в республиканском Сенате именно при Трампе, и Байден будет вынужден с этим смириться.
Что касается Трампа, то с ним придется считаться и после отставки. Духовный отец многих республиканцев-трампистов, он останется видной политической фигурой. «Тень Трампа будет витать над Республиканской партией, несмотря на поражение», – пишет британская Guardian.
А в случае, если экономическая ситуация в стране будет ухудшаться, обидные изречения из Twitter бывшего президента быстро забудутся. Разочарованные в демократах избиратели вспомнят Трампа «не злым тихим словом», которое вполне может проложить дорогу в Белый дом для амбициозной Иванки Трамп.
Как пелось в популярной песне, «вагончик тронется, перрон останется». Трамп – это перрон, c которого еще будут идти поезда республиканцев. Если не все, то многие.
комментарии(0)