Графика pixabay.com
В 1990-е годы люди в России узнали из американских книг и фильмов о том, что помимо милицейских оперов расследование, оказывается, могут проводить и частные детективы. А затем экономические преобразования и рыночные отношения сделали неизбежным появление в нашей стране закона «О частной детективной и охранной деятельности». Законодатель совершенно логично для того времени решил объединить эти два вида предпринимательской деятельности в одном регулирующем нормативном акте. Однако, хотя детективная деятельность была поставлена в названии закона на первое место, начиная с 1992 года у нас более активно развиваются как раз охранные услуги. С жизнью трудно спорить, а ее специфика тогда была такой, что охрана была нужна многим.
При этом детективная деятельность де-факто осуществлялась по большей части при тех же ЧОП, куда переходили работать бывшие оперативные сотрудники правоохранительных органов. Получить информацию, проследить и прослушать – вот основной перечень услуг, которые предоставлялись и по умолчанию предоставляются сегодня. Но это в основном только для проверенных клиентов, которые, получив нужную информацию, потом не спрашивают, как она была получена.
Эта ситуация вроде бы всех устраивала, но вот недавно в информационном пространстве возник проект закона именно о частной детективной деятельности. Сейчас он уже внесен в Госдуму. Для закона, который регулирует один из видов предпринимательской деятельности на стыке с полномочиями правоохранительных органов, он неплохо подготовлен с правовой точки зрения. Но если депутаты получат команду на его продвижение, то работы по приведению текста в надлежащий вид, бесспорно, там будет непочатый край.
Однако почему законопроект появился именно сейчас? Что за нужда такая и целеполагание? Чем плохи нормы действующего закона? Сомневаюсь, что в настоящее время в российском обществе резко возросла востребованность услуг частных детективов, так что потребовалось принятие отдельного закона, регулирующего их деятельность. Да еще в разгар пандемии коронавируса, когда любая активность замерла.
С другой стороны, не за горами новые выборы в парламент, надо вносить нужные законопроекты, чтобы успеть их рассмотреть за весеннюю сессию 2021 года. Такой закон неизбежно вызовет много обсуждений, согласований с правоохранительным и надзорным блоками, а это история не быстрая. Но если сторонникам законопроекта удастся сконцентрировать политическую волю и внятно объяснить необходимость его принятия, то есть небольшая вероятность провести новую норму в текущем созыве.
Есть еще версия. Принятие законопроекта реструктуризирует рынок данных услуг, даст возможность убрать ненужных и несговорчивых. А остальных выстроить в новой реальности получения лицензий, прохождения обучения, выдачи удостоверений и т.д. Все же понимают: чем больше полномочий, тем дороже услуги. Да и контролирующий государственный орган в проекте не указан. Сегодня частный детективный и охранный бизнес контролирует Росгвардия. А вот в проекте о ней ни слова.
Думаю, теперь самое время сказать несколько слов о самом проекте, может быть, после этого что-то прояснится. Итак, автор текста сузил предмет правового регулирования с частной детективной и охранной деятельности до исключительно детективной, попытавшись параллельно прописать понятийный аппарат. При этом ничтоже сумняшеся акценты расставляются с самого начала: главной целью детективной деятельности обозначается извлечение прибыли, а защита прав и законных интересов заказчика поставлена на второе место.
Виды профессиональных тайн дополняются новым видом – детективной тайной, которая подразумевает, что частный расследователь не может разглашать полученную информацию без разрешения заказчика. Более того, детектив не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему от участников судебного процесса.
В перечне услуг, которые оказывают детективы, преобладает сбор различного рода сведений, изучение рынка (разве не тот же сбор сведений о рынке?), выявление фактов, установление биографических данных, проведение расследований, поиск разных категорий лиц, а также без вести пропавших, консультирование, поиск утраченного имущества. Перечень же детективных мероприятий по факту представляет собой урезанные полномочия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
Наибольшую печаль кандидатов в частные сыщики вызовут положения о лицензировании (выдается на пять лет на всей территории РФ) в части того, что детективом не может быть гражданин, не прошедший профессионального обучения по специализированному курсу профессиональной подготовки в специализированном образовательном учреждении. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что за этими положениями стоят огромные средства. Никто никого бесплатно обучать не будет. Скорее всего это станет профанацией, входным билетом на рынок для каждого соискателя, который просто нужно будет оплатить. Денежный потенциал у данной нормы – сумасшедший.
Но, как мы уже отметили, по каким-то причинам не прописан уполномоченный государственный орган, который будет осуществлять лицензионные и контрольные мероприятия в отношении детективных организаций и детективов, а также выдавать им вожделенные удостоверения установленного образца.
Большой вопрос вызывает ограничение, в соответствии с которым детективом не может быть гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления. А неумышленного? Убийство, например. Или любая другая ситуация, когда совершение преступления становится возможным вследствие отсутствия у человека организованности и дисциплины, проявленной небрежности, легкомысленного отношения к возможным тяжким последствиям. И мы хотим такого человека допустить до деятельности, связанной с охраной прав клиента?
Основной обязанностью детективных организаций прописано добросовестное оказание услуги – нехитро, но должно обнадеживать клиента. В главе, регулирующей взаимодействие с правоохранительными органами, заявлено, что это возможно только на основании соглашений. Получается, что детектив будет вправе отказать правоохранителям в информировании о выявленных угрозах безопасности личности, обществу, государству; о готовящихся преступлениях; в оказании содействия в розыске, ссылаясь на отсутствие такого соглашения.
В целом иначе как звездным часом для частных детективов назвать данный проект язык не поворачивается. При этом прописана главная цель детективной деятельности – извлечение прибыли. Хотя, судя по тексту проекта, тут и многие другие участники подобной деятельности не забыты и не останутся в стороне от этого дележа.
комментарии(0)