Фото REUTERS
Убийство влиятельного иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде совпало с раскрытием содержательной части переговоров между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, саудовским кронпринцем Мухаммедом бин Сальманом и госсекретарем Майклом Помпео. В ходе исторической встречи в саудовском городе Неом глава израильского правительства предположительно пытался уговорить наследника престола и шефа американской дипломатии на силовой сценарий против Ирана, однако его позиция не встретила понимания. Провальные переговоры состоялись почти за неделю до устранения Фахризаде, которое было призвано нанести удар по диалогу с Тегераном.
На фоне убийства иранского исследователя в провинции Тегеран катарский портал Middle East Eye (MEE) вышел с материалом о содержании встречи Нетаньяху, Помпео и Мухаммеда. Источники издания, которое традиционно выступает на стороне критиков Эр-Рияда, утверждают, что в ходе исторической встречи в саудовском «городе будущего» Неом на берегу Красного моря израильский лидер пытался уговорить кронпринца и госсекретаря на одобрение военного сценария против Ирана. Вероятно, речь шла о ядерных объектах Исламской Республики, в том числе о заводе в Натанзе, который уже подвергался загадочным диверсиям в этом году. Однако уговоры Нетаньяху не подействовали ни на Помпео, ни на сына саудовского монарха, говорят источники MEE.
Более того, появившиеся фактически на следующий день в ивритоязычных изданиях сообщения о секретных переговорах в Неоме были встречены с непониманием в королевстве, которое старается держать в тайне процесс принятия решений. Однако новая порция откровений, которая вышла в западных изданиях, вероятно, должна была огорчить уже другую сторону переговоров. Американская газета Wall Street Journal со ссылкой на источники уточнила, что еще одной целью поездки израильской делегации, куда также вошел руководитель разведки Моссад Йоси Коэн, стало согласование варианта дипломатической сделки между Саудовской Аравией и еврейским государством. Это то, к чему лидеров двух стран в личной беседе подталкивал Помпео.
Однако и здесь израильскому руководству было суждено потерпеть фиаско: кронпринц выступил против открытой нормализации отношений именно сейчас. Источники Wall Street Journal пояснили, что сын Хранителя двух святынь побоялся обидеть избранного президента США Джозефа Байдена, который и без того занял довольно критическую по отношению к Эр-Рияду позицию. По этим данным, кронпринц Мухаммед не против заключить соглашение с Израилем, но уже при новом американском лидере, чтобы преподнести ему этот дипломатический триумф как подарок. Правда, фактором, препятствующим процессу, все еще остается позиция короля Сальмана: он требует реального, а не декоративного урегулирования палестинской проблемы.
Нежелание Саудовской Аравии повышать ставки в региональном противостоянии вполне объяснимо: произведенное на этой неделе нападение лояльных Тегерану йеменских повстанцев-хуситов на инфраструктуру компании Saudi Aramco в Джидде показало крайнюю уязвимость королевского нефтепрома. Эта проблема так и не была устранена после сокрушительных комбинированных атак в сентябре прошлого года на объекты той же компании в Хурайсе и Абкаике. С учетом того что в Джидде, по словам официальных представителей аравийский коалиции, было атаковано «ядро мировой экономики» и «безопасность мировой энергетической системы», трудно подозревать Эр-Рияд в готовности брать на себя риски и выступать за военную эскалацию.
Само убийство Фахризаде сложно рассматривать вне контекста встречи в Саудовской Аравии. Устранение ученого, возглавлявшего управление по исследованиям и инновациям Минобороны, совпало с желанием уходящей администрации президента США и израильских властей предотвратить попытку нормализации с иранским руководством, надежды на которую появились в связи с победой Байдена. Убийство, как кажется, призвано спровоцировать иранское руководство на ответные действия, которые, в свою очередь, должны повлечь удары со стороны США. Впрочем, появившиеся ранее данные о ходе дискуссий в Овальном кабинете заставляют сомневаться в том, что даже возможный приказ об ударе по Ирану будет исполнен в полной мере.
Комментируя покушение, верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил: «Во-первых, нужно найти исполнителей и организаторов преступления, чтобы они понесли наказание. Во-вторых, необходимо продолжить дело погибшего в технической и научной сферах на всех направлениях, по которым он работал». Однако наиболее важным для понимания дальнейших действий Тегерана кажется заявление президента Исламской Республики Хасана Рухани. Он уверил, что «это преступление не останется без ответа, который будет дан в нужное время». Эти слова означают, что иранское руководство хотело бы дождаться официального вступления Байдена в должность, чтобы определиться со своим ответом на инцидент. Пока что у иранских стратегов нет ясности.
Это подметил, выступая в эфире телеканала CNN, бывший помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который, отвечая на вопрос о том, какие ответные действия могут предпринять в Тегеране, резюмировал: «Не думаю, что они (власти Ирана. – «НГ») сами знают, что делать».
Вероятно, организаторы убийства Фахризаде переоценили возможные последствия этого громкого и провокационного покушения.
комментарии(0)