Фото сайта.kremlin.ru
Российский историк Борис Илизаров в книге «Почетный академик Сталин и академик Марр» (2012) отмечает: «…исторический факт – решающую роль в формировании общенационального языка играет не какой-либо один диалект, а синтезированный язык крупных городов, и чаще всего язык столиц… Именно там формируются нормы, которые затем распространяются на все государство. Ясно, что это диктуется нуждами государственного управления и делопроизводства, армии, рынка, а достигается с помощью унифицированных систем образования, массовых средств информации, деятельностью учреждений общенациональной культуры, науки и т.д.».
По этой логике выступление первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко на форуме «Сильные идеи для нового времени» вполне можно назвать знаковым. В частности, он заявил о возможности формального закрепления в России профессий писателя и композитора. «Мне кажется, это вызов для государства, что мы до сих пор не нашли решение – у нас до сих пор не существует формально профессии писателя и композитора, с советских времен осталось такое позорище. Писатели и композиторы есть, а профессии нет. Понятно, что непросто сделать профессиональный стандарт, я понимаю, что это с точки зрения формального подхода к традиционной профессии сложная история», – приводит слова Кириенко ТАСС.
Он добавил, что также в стране не существует, в частности, профессии гейм-дизайнера или художника виртуальной реальности. «Нет кодов ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. – А.В.). Деятельность есть, а кодов ОКВЭД нет. Люди вынуждены мимикрировать каким-то образом, то есть заниматься одним, а делать вид, что они занимаются другим. Это странно... Это вызов для государства, который мы обязаны решить», – подчеркнул Кириенко.
Казалось бы, какое дело может быть серьезной политической организации, администрации президента, до сугубой лингвистики… Но в том-то и дело, что здесь не лингвистика, здесь – речь о маркерах каких-то глубинных процессов в обществе, которые начали фиксироваться и в изменении политической риторики.
Уже лет 15 назад можно было прочитать вот такие полные абсолютно искреннего возмущения тексты: «Ни одно учебное заведение, ни один вуз не готовят профессионалов по требующимся специальностям. Более того, как выяснилось, российским трудовым законодательством… даже не предусмотрены соответствующие профессии – моделлер, текстурщик, визуализатор, композер, аниматор. Поэтому российские студии вынуждены записывать в трудовые книжки специалистов нового поколения названия специальностей прошлого века, когда о таком понятии, как 3D-графика, люди даже не подозревали. Таким образом, моделлеры становятся «художниками-конструкторами», визуализаторы – «художниками-постановщиками», аниматоры – «художниками-мультипликаторами». А ведь 3D-анимация очень далека от классической мультипликации».
Так что Сергей Кириенко не только чутко уловил давно назревавшую проблему, но и актуализировал ее, добавив в ряд к текстурщикам и композерам писателей и композиторов. И сложность задачи легализации этих видов трудовой деятельности действительно трудно преувеличить. «Это вызов для государства» – с этим не поспоришь.
Например, как писатель сможет зарегистрироваться безработным? Времена печатной (бумажной) книги уходят. Бумажный носитель становится нишевым продуктом. Ты – писатель? И тебя не печатают? Печатайся в интернете! Без ограничений. Никакие жалобы на произвол издательств и редакторов не проходят в данном случае. Читательская аудитория в Сети почти наверняка при любом качестве текста больше, чем у бумажной книги. Другое дело, как сепарировать людей с записью в трудовой книжке – «писатель» от, скажем, блогера? Кстати, еще один распространенный вид добывания денег себе на пропитание, и не только на пропитание.
То же – с художниками. Тут и ковид «помог»: выставки благополучно переместились в онлайн. Трехмерными моделями (привет – моделлерам!) музеев и онлайн-экскурсиями уже никого не удивишь. А если кому-то понравится твоя картина, скульптура, инсталляция – списывайтесь, встречайтесь вживую, передавайте (продавайте, перепродавайте) свое произведение. Тут, кстати, непочатый край работы для налоговых органов. Правда, покупатель может потребовать подтверждение эксклюзивности, единственности приобретаемого экземпляра. Тоже – проблема.
Так что, Сергей Владиленович, надо полагать, растревожил своим заявлением еще одно непаханое поле общественного невроза. Впрочем, социологи уже заметили, что «политические универсалии» почти автоматически включают «изменение «серых» технических классификаторов и институциональных процедур».
То есть нас – и персонально каждого, и общество в целом – проговаривает (иногда – приговаривает) язык. Верно и обратное: мы проговариваемся в языке. Следите за риторикой – и вы сможете кое-что понять не только об очередном обновлении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, но и о духе времени, в котором живете.
комментарии(0)