Хашим Тачи на скамье подсудимых в Гааге. Фото Reuters
Специальный суд в Гааге начинает рассмотрение дела отставных руководителей республики Косово. На скамье подсудимых – бывший президент Хашим Тачи, бывший исполнявший обязанности президента Якуп Красничи, бывший спикер парламента Кадри Весели и Реджеп Селими. Последний – единственный из четверки, к кому не подходит слово «бывший». Селими остается депутатом Ассамблеи Косово и лидером парламентской фракции «Самоопределение». Специальный суд в Гааге создан несколько лет назад вместо одиозного, в глазах многих сербов, и справедливого, с точки зрения представителей других народов, участвовавших в балканских войнах конца ХХ века, Трибунала по бывшей Югославии. Процесс над четыремя косовскими политиками обещает стать самым громким в его недолгой истории.
Список обвинений, которые будут рассмотрены Специальным судом, внушительный. В нем многочисленные убийства, незаконные аресты и пытки, совершенные как минимум с молчаливого согласия подсудимых. Все преступления имели место во время войны на отделение от бывшей Югославии в 1998–1999 года, когда эта четверка была не государственными деятелями частично признанной республики, а командирами Армии освобождения Косово.
Признают ли подсудимых виновными или все окончится ничем, как в случае с еще одним косовским политиком и экс-боевиком Рамушем Харадинаем, которого Гаагский трибунал дважды судил и дважды оправдывал, – вопрос важный. Но только для родственников жертв, сторонников четверки в самом Косово и жаждущих мести и справедливости сербов. Для политиков в Брюсселе, Вашингтоне и Белграде имеет значение другое: сам факт того, что под судом оказались столь значительные политики косовских албанцев.
Таким образом будет снято важнейшее препятствие на пути диалога между Сербией и Косово. Этот диалог, по замыслу его европейских и американских инициаторов, должен увенчаться примирением между ними, снятием всех спорных вопросов – от границ до статуса сербского меньшинства – и в конечном счете установлением дипломатических отношений. А без этого невозможно вступление Сербии в Евросоюз. Не одобрят европейцы, особенно сейчас, когда идея расширения ЕС потеряла былую популярность, присоединение к Объединенной Европе не самой, прямо скажем, богатой и благополучной страны, имеющей еще к тому же неурегулированный территориальный спор, чреватый войной. А отказываться от Сербии, оставляя ее за бортом европейской семьи, уже нельзя. Иначе на Балканах образуется геополитический вакуум, который, как после 2014 года, очень опасаются в Брюсселе и Вашингтоне, может когда-нибудь заполнить Россия. Благо президент Сербии Александар Вучич не устает напоминать, что у его страны есть не только западное, но и восточное направление внешней политики.
В первую очередь для сторонников расширения ЕС желательно, чтобы за решеткой оказался Тачи. Он больше чем просто отставной президент. Тачи – это человек-символ, знаковая фигура из 90-х, сравнимой с которой на Балканах уже не осталось.
Один из создателей Армии освобождения Косово, он стал олицетворением албанского антисербского бескомпромиссного национализма, пусть этот созданный много лет назад образ уже давно расходится с действительностью. Сейчас Тачи явно не относится к числу тех непримиримых косовских политиков, типа того же Харадиная, рассматривавших любой диалог с Белградом лишь как возможность унизить бывшую метрополию да спихнуть на нее собственные неудачи во внутренней политике. Но это не значит, что он перестал злить Сербию, где против него, между прочим, возбуждено и по-прежнему расследуется уголовное дело за военные преступления. Тачи самим фактом своего нахождения у власти напоминал о не изжитой сербским общественным сознанием травме поражений в войнах 90-х на Балканах и связанных с ними несправедливостей международной юстиции.
Ведь подавляющее большинство представших перед Трибуналом по бывшей Югославии – это этнические сербы. Именно их лидеры Слободан Милошевич и Радован Караджич оказались за решеткой. А президент Хорватии Франьо Туджман и президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович, несущие как минимум соизмеримую вину за череду кровавых войн на Балканах, благополучно умерли, что называется, в своей постели. И вот теперь бывший президент Косово попадет под суд. Если его еще и осудят, это будет для сербов как признание Евросоюза: ребята, опала закончилась, вы теперь для нас свои.
Наконец, суд над Тачи будет еще и предостережением нынешнему руководству Косово и ее премьер-министру Авдулле Хоти. Ему напомнят, что времена изменились. Лидеры Косово для Запада больше не «свои сукины дети», которым прощается все только потому, что они против Сербии. Шантажировать Евросоюз возобновлением боевых действий, как это делал после своего ареста Харадинай, больше не получится. На каждого норовистого косовского лидера, пусть даже самого высокого ранга, теперь есть управа.
Новость, что переговоры Сербии и Косово возобновятся, вполне обрадует сербское общество. Оно не страдает склерозом, в стране не забыли бомбардировки Югославии в 1999 году (поэтому там, кстати сказать, четко отделяют вступление ЕС от вступления в НАТО), да и симпатий к России у сербов не поубавилось – по крайней мере не поубавилось до того критического уровня, когда Россия воспринимается как просто еще одно государство на географической карте мира. Дело все в том, что современные сербы – реалисты. Мечтать о возвращении Косова поля хорошо. Но еще лучше получать субсидии Брюсселя, работать в Германии или Франции без трудовых виз и вообще не оставаться на Балканах в гордом геополитическом одиночестве, когда кругом все давно кто в НАТО, кто в Евросоюзе. Россию здесь уважают – но что она, собственно, может предложить, кроме разговоров о славянском братстве и памяти о былом союзничестве? Очень немногое. Во всяком случае, Запад по-любому предложит больше.
Это реальность. Движение Сербии в Евросоюз, которое ускорится с судом над Тачи, нам остается только понять. И ни в коей мере не таить обиду. Скорее необходимо извлечь уроки, может быть, горькие, но нужные.
комментарии(0)