Фото Reuters
Многим показалось, что слова папы Франциска о необходимости узаконить однополые отношения – информационная бомба. Эти заявления прозвучали в документальной ленте о понтифике, которую 22 октября показали на Римском кинофестивале. Вот что сказал с киноэкрана папа Бергольо: «Гомосексуалисты имеют право быть в семье. Они дети Божьи и имеют право на семью. Вы не можете никого выгнать из семьи. Нам нужно издать закон о гражданских союзах. Таким образом у гомосексуалистов будет законное прикрытие. Я защищал это».
Высказывание прозвучало не случайно, а в связи с историей, которая, как говорит понтифик, случилась с ним. Ему написали письмо двое мужчин, состоящих в сексуальных отношениях, и спросили, могут ли они показать католической общине своих приемных детей. Папа ответил, что сделать это необходимо, а верующие должны проявить христианское сочувствие к необычной семье.
Надо сказать, что в этой фразе нет никакой сенсации. Подобные мысли звучали в интервью папы Франциска с начала его понтификата. И приводились похожие истории: геи обращаются к святому отцу за сочувствием, а он их утешает и советует поступать так же всем добрым католикам.
«В прошлом году я получил письмо от испанца, который рассказал мне свою историю, когда он был ребенком, – поведал Франциск журналистам в 2016 году. – Он родился девочкой и очень страдал, потому что чувствовал себя мальчиком. Он сказал матери, когда ему было двадцать с небольшим, что хочет сделать операцию. Мать просила его не делать этого, пока она жива. Она вскоре умерла. Потом ему сделали операцию. Он пошел к епископу, и епископ ему очень помог. Этот человек изменил свою гражданскую личность, женился и написал мне письмо, в котором сказал, что для него будет утешением, если я приеду посмотреть на него и его супругу».
Рассказами о посланиях гомосексуалов Франциск делится начиная с интервью L’Osservatore Romano 2013 года, первого года своего понтификата. «В Буэнос-Айресе я обычно получал письма от гомосексуалов, которые были «социально ранены», потому что им казалось, что церковь всегда их осуждала. Но церковь не хочет этого делать. Если гомосексуал имеет добрую волю и находится в поисках Бога, я не могу его судить», – признавался папа Бергольо в беседе с главным редактором ватиканского официоза.
«Всегда были люди с гомосексуальными наклонностями, всегда, – пояснял свою позицию Франциск испанскому телеканалу Reme Reports TV в 2018 году. – Социологи говорят, но я не знаю, правда ли, что во времена эпохальных изменений определенные социальные и этические явления усиливаются и что это одно из них. Ваш вопрос ясен: что бы я сказал отцу, который видит у своего сына или дочери такую склонность… Не осуждайте, но общайтесь. Дайте им возможность сказать то, что они хотят сказать». Тут уже звучит тема, которая так поразила всех в новом фильме: «Игнорировать сына или дочь с гомосексуальными наклонностями – плохое отцовство. И если вы как отец или мать не можете справиться с этим самостоятельно, просите о помощи, но будьте всегда в диалоге. Потому что у этого сына и дочери есть право на семью, и их семья – это такая семья, какая есть. Не выбрасывайте их из семьи!»
Все сказанное не означает, что папа полностью поддерживает нетрадиционный выбор человека. Он отмечает, что идентичность определяется в сознательном возрасте и не может быть принята как данность, если высказана ребенком. Из цитаты выше ясно, что понтифик считает наше время эпохой перемен, когда развиваются социальные и психологические аномалии. Папа возлагает вину за ошибочную ориентацию прежде всего на школу, которая часто навязывает, по его мнению, выбор в пользу девиации. Но если самоидентификация произошла в сознательном возрасте и человек на ней настаивает, то к нему необходимо проявить сочувствие.
За этими увещеваниями слышится указание церкви не упускать случай и привлечь к себе еще одну душу. По мнению Бергольо, у церкви есть уникальная задача – утешать всех, кто страдает от несовершенства мира. Страдание может быть разным – от войн, бедности, расизма. Диффамация людей из-за их сексуальной ориентации относится к перечню этих язв мира. И церковь должна быть тут как тут. Священнослужителям следует не только не быть в авангарде осуждающих – таким пастырям папа отказывает даже в праве называться христианами, – но противопоставить жестокости окружающих свою заботу о гонимых. «Церковь сегодня больше всего нуждается в способности исцелять раны и согревать сердца верующих. Я вижу церковь как полевой госпиталь после битвы. Бесполезно спрашивать тяжелораненого, повышен ли у него холестерин и каков уровень сахара в его крови! Вы должны залечить его раны. Тогда мы сможем поговорить обо всем остальном», – говорил Бергольо в 2013 году, еще только взойдя на Святой престол.
«Как священник, как епископ, а также как папа я «сопровождал» многих людей с гомосексуальными наклонностями, – рассказывал Франциск американской газете National Catholic Reporter три года спустя. – Я приближал их к Господу и никогда никого не бросал. Когда человек в таком состоянии подходит к Иисусу, Иисус, конечно же, не говорит: «Уходи, потому что ты гомосексуалист». «Грех есть грех, – оговорился понтифик. – Склонности или гормональный дисбаланс создают множество проблем, и мы должны стараться не говорить: «Это не имеет значения, давайте жить дальше». Нет, совсем нет. Но в каждом случае приветствуйте такого человека, сопровождайте его, исследуйте его, распознавайте и интегрируйте его. Это то, что Иисус сделал бы сегодня».
Многих шокирует подобная позиция. Хотя папа Франциск, как мы видим, верен своим убеждениям с начала понтификата, после каждой его реплики о том, что церковь должна принимать и «сопровождать», то есть опекать гомосексуалов, раздается хор возмущенных голосов. Сейчас, как обычно, со всех сторон доносятся предостережения, что понтифик настроит против себя консерваторов.
Тех, кто страдает и нуждается в утешении, сотни миллионов, и Ватикан заманивает их в свои врата мягкими, сочувственными речами. А суровые ревнители добродетели насчитываются тысячами, они сидят в одиночестве перед мерцающими экранами мониторов и старательно выискивают доказательства того, что мир окончательно пал. Франциск во главе своей глобальной религиозной сети мыслит соответствующими категориями – миллионами, а может быть, и миллиардами душ. Грешных, конечно же, душ. n
комментарии(0)