Фото Reuters
В двух расположенных на огромном расстоянии друг от друга странах во власти нынче по два президента: один вроде настоящий, а другой – «временно исполняющий обязанности». При этом те, что правят в своих столицах, – не факт, что законные, по мнению лидеров десятков стран. А те, что, выехав за границу, сами себя объявляют «правильными правителями» оставленных без «президентского присмотра» государств, уверены, что стоит еще немножко подождать-поднажать (а в том, что в этом им помогут, сомнений нет никаких), и толпы народные их прямо-таки вознесут в руководящие кресла.
По официальным результатам последних президентских выборов, в Венесуэле победу одержал Николас Мадуро. Но оппозиция обвинила его в подтасовке результатов голосования и весьма спорным решением парламента объявила «настоящим президентом» Хуана Гуайдо. Теоретически Мадуро должен был бы арестовать лжепрезидента, разогнать его сторонников, покушающихся на верховное правление в стране, и железной рукой утвердить свою, как он считает, «законную власть». Вот только все пошло в Венесуэле как-то «не так».
«Сам себя назначивший» главой государства Гуайдо непостижимым образом остается на свободе, безнаказанно призывает своих сторонников к протестам против нынешней власти, считает себя «временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы», и что самое удивительное – официальные власти в Каракасе ему ничего за всю эту антигосударственную активность не делают. Что в результате подобного двоевластия получается?
Более 50 стран мира, включая Евросоюз, США и Канаду, признают главой Венесуэлы именно Гуайдо. Принимают его у себя как лидера государства. А в Вашингтоне так и вовсе наблюдается дипломатический нонсенс: Гуайдо назначил «послом в США» своего приятеля, да и в Организации американских государств (ОАГ) официально считается «послом Венесуэлы» его представитель, а вовсе не тот, кого таковым считает Мадуро. Зато в Москве есть «настоящий посол» Венесуэлы, которого прислал «настоящий президент страны» и которого Россия признает таковым.
Вот уже больше года «временно-настоящий» президент Венесуэлы Гуайдо разъезжает по всему миру, собирает коалицию для свержения Мадуро и убеждает всех, что вот-вот – и с властью «узурпатора и тирана» будет покончено. Естественно, что Мадуро не первый месяц заявляет, будто Гуайдо – «самозванец», но по какой-то странной причине не арестовывает его и, очевидно, попросту боится пресечь «параллельную президентскую деятельность» своего противника. Причем продолжается это уже очень длительное время без какого-либо намека на скорую развязку.
А на другом конце света почти два месяца подобное продолжается в Белоруссии. Там избран президент, который уже принял присягу. Но ведь есть еще дама, которая, находясь за границей, была объявлена «настоящим президентом» республики. Именно ее признали «законно избранной» в Евросоюзе и США, с ней встречаются руководители крупных мировых держав, чтобы обсудить вопросы «построения в Белоруссии» настоящей демократии.
В результате в Минске «всенародно избранный президент» дает подчиненным руководящие указания, как глава государства посещает Россию и даже что-то своему коллеге обещает и за что-то ручается. А в это же время «временно исполняющая обязанности президента страны» дама дает интервью на английском языке ведущим западным СМИ, виртуально обращается к Генассамблее ООН, встречается с мировыми лидерами и даже назначает своих доверенных лиц в различных государствах.
Что касается послов, дело и вовсе запутанное. США уже готовы направить своего нового главу миссии в Минск, и, судя по всему, кроме как «нынешнему президенту» страны, верительные грамоты вручать будет некому. Зато там, где признана президентом та самая «временно исполняющая обязанности» дама, официальные белорусские послы могут оказаться персонами нон грата и с ними никто дел иметь не станет.
Что здесь показательно? Происходящее нынче в Венесуэле и Белоруссии – опасный прецедент признания президентом того, кого таковым посчитает не население страны, а «обеспокоенное мировое сообщество». То есть под любые результаты выборов можно подвести любую реакцию извне. К примеру, в той же России после любых выборов может «вдруг» выясниться, что они – «недемократичные». Посему их результаты вполне можно будет не признавать, а выехавшему за границу «ведущему оппозиционеру» присвоить титул «временно исполняющего обязанности», принимать его со всеми президентскими почестями и именно его объявить «настоящим президентом» страны.
С учетом существующих технических возможностей такой «временно исполняющий обязанности лидер» любой страны может обратиться к своим соотечественникам и призвать их к массовому неповиновению (что и делают «ненастоящие» президенты Белоруссии и Венесуэлы). Но тут уже все будет зависеть от «настоящего президента» и его реакции на происходящее.
Ведь по большому счету «временно исполняющий обязанности» президента может существовать только при не пользующемся у себя в стране уважением руководителе. Хотя многое здесь будет зависеть и от народа. Однако чем больше в каком-то государстве президентов, тем там будет меньше порядка. И тем больше шансов на то, что страна в короткие сроки деградирует или распадется. И от краха ее не спасет ни настоящий, ни «временно исполняющий обязанности» президент.
комментарии(0)