0
3103
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

11.10.2020 20:48:00

Минимальный уровень социальной защиты – наша общая ответственность

ООН напомнила об обещании "никого не оставить за бортом"

Мишель Бачелет

Оливье де Шуттер

Гай Райдер

Об авторе: Мишель Бачелет – верховный комиссар ООН по правам человека; Оливье де Шуттер – специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека; Гай Райдер – генеральный директор Международной организации труда.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, здравоохранение, здоровье, карантин, антикризисные меры, оон, соцзащита

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, здравоохранение, здоровье, карантин, антикризисные меры, оон, соцзащита Иллюстрация pixabay.com

Правительства стран всего мира приняли меры в ответ на пандемию COVID-19 и социально-экономические сбои, которые она принесла с собой, в форме различных специальных программ, включая предоставление оплачиваемого отпуска, финансовой поддержки и помощи семьям. Хотя такие меры заслуживают похвалы, необходимо отметить два важных недостатка.

Во-первых, данные меры являются временными, краткосрочными решениями, предусмотренными на время карантина или до тех пор, пока не начнется восстановление экономики. Они никоим образом не влияют на те причины, из-за которых многие миллионы людей оказались в уязвимом положении, и не улучшают их шансы выстоять перед будущими кризисами.

Во-вторых, подобные меры попросту не соответствуют масштабам тех жизненно опасных проблем, с которыми столкнулись наиболее пострадавшие страны. Хотя общая сумма мировых расходов на меры по борьбе с коронавирусной инфекцией превысила 11 трлн долл., наиболее масштабные меры реагирования были приняты правительствами благополучных стран. Например, Европейский союз недавно утвердил план восстановления с бюджетом в 750 млрд евро (что составляет 6% от его ВВП), в то время как на план восстановления экономики Японии выделено 22% от ВВП страны (или 1,1 трлн долл.). В то же время в развивающихся странах с низким уровнем доходов принятые финансовые меры в среднем составляют 1,2% ВВП.

Развивающиеся страны, в особенности с низким уровнем доходов, имеют ограниченные собственные ресурсы, и объем этих ресурсов еще больше уменьшился в связи со снижением уровня цен на некоторые экспортируемые товары. Такие страны просто не в состоянии принять всеобъемлющие меры реагирования на кризис, в которых нуждается их население, не говоря уже о том, чтобы укрепить системы долгосрочной социальной защиты, которые бы обеспечили большую устойчивость.

Даже до пандемии 69% мирового населения либо не имело доступа к социальной защите, либо такой доступ был ограничен. Почти две трети всех детей в мире лишены социальной защиты; только 22% безработных получают денежные пособия по безработице; и всего 28% людей с тяжелой формой инвалидности получают денежные пособия по инвалидности.

Глобальные кризисы, подобные нынешней пандемии, не считаются с географическими и политическими границами. Перед их лицом наша сила определяется стойкостью слабейших из нас. Если мы хотим добиться большей устойчивости и более эффективной способности к восстановлению, нам нужна поддержка всех стран в создании надежного минимального уровня социальной защиты. Нынешний разрозненный подход – это все равно что вызвать пожарных после того, как пламя уже вспыхнуло, и затем отправить их спасать несколько комнат в горящем здании.

Подобный подход явно не работает. В сложившихся условиях необходима международная солидарность, в которой заинтересован каждый.

Обеспечение минимального уровня социальный защиты для всех является вполне достижимой целью. «Финансовый разрыв», имеющийся во всех развивающихся странах, а именно разница между фактическим финансированием мер социальной защиты и полной стоимостью минимального уровня социальной защиты (включая здравоохранение), составляет около 1 191 млрд долл. в год с учетом необходимости преодоления последствий COVID-19. Однако для стран с низким уровнем доходов дефицит составляет лишь около 78 млрд долл. – это незначительная сумма по сравнению с ВВП промышленно развитых стран. При этом объем средств, предоставленных развитыми странами в виде помощи на цели социальной защиты, составляет всего 0,0047% от ВВП стран-доноров.

Согласно нормам международного права в области защиты прав человека, процветающие страны обязаны помогать осуществлению социальных прав в странах с более ограниченным объемом ресурсов, и к настоящему моменту уже были предприняты шаги для того, чтобы данное обязательство реализовывалось в форме конкретной помощи. В 2011 году консультативная группа экспертов рекомендовала донорам обеспечить прогнозируемое многолетнее финансирование в целях укрепления системы социальной защиты в развивающихся странах. В 2012 году два независимых эксперта ООН в области прав человека предложили создать Глобальный фонд социальной защиты, чтобы помочь странам с низким уровнем дохода обеспечить минимальный уровень защиты для их населения. В том же году члены МОТ – правительства, трудящиеся и работодатели из 185 стран – поддержали идею всесторонней социальной защиты, единогласно приняв обязательство «обеспечить и поддержать... минимальный уровень социальной защиты как основополагающий компонент национальных систем социального обеспечения».

Мы регулярно слышим заявления о том, что мы должны сделать, и сделаем так, чтобы, восстановившись после нынешнего кризиса, мировые системы стали более эффективными. Это будет возможно лишь при условии, что каждый член общества, включая представителей беднейших и маргинальных групп, будет иметь минимальный уровень социальной защиты.

Страны должны выделить максимально доступные ресурсы, чтобы сделать социальную защиту реальностью для всех. Для этого могут потребоваться более эффективные подходы к налогообложению и борьбе с коррупцией. В долгосрочной перспективе такое распределение ресурсов поможет снизить уровень неравенства и дискриминации и выполнить данное Повесткой дня в области устойчивого развития до 2030 года обещание «никого не оставить за бортом».

Переживаемый нами кризис многому научил – в том числе тому, что эффективное восстановление требует международной солидарности и более надежной социальной защиты для всех, а не только для тех, кто и ранее мог себе ее позволить. Если мы проигнорируем это послание, то рискуем обречь будущие поколения на столь же огромные страдания, какие мы наблюдаем сегодня. Несомненно, такого будущего мы не вправе допустить. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что представляет собой политический Восток?

Что представляет собой политический Восток?

Ричард Саква

В основе объединения государств, защищающих суверенный интернационализм, лежит китайско-российское сближение

0
904
Надо ли бояться "ядерного космоса"

Надо ли бояться "ядерного космоса"

О некоторых мотивах и стратегиях поведения на околоземных орбитах

0
3837
Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Геннадий Петров

Вето России на американо-японскую резолюцию в Совбезе ООН всерьез встревожило Белый дом

0
7036
Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Михаил Сергеев

Высокий уровень совместительства врачей снижает доступность и качество медпомощи в РФ

0
8191

Другие новости