Фото Reuters
Агропромышленный сектор успешно развивался даже в период коронавирусного кризиса. Не исключено, что АПК окажется единственной отраслью, которая может показать плюс по итогам года. По данным Росстата, производство сельхозпродукции в январе–июле выросло на 3,3%. Причины этого в накопленном потенциале, а также в специфике отрасли: отрасль, поставляющая еду, не могла показать существенного спада.
Экспорт продукции АПК также пока продолжает расти, по данным Минсельхоза РФ, за январь–август он вырос на 13% – до 17 млрд долл., что достигнуто во многом благодаря девальвации рубля. На этом направлении тоже предпринято несколько важных правильных шагов. Так, президент РФ подписал указ о том, что у Минсельхоза будут свои представители за рубежом – атташе по АПК направят в 50 стран мира. Это те страны, в которые мы продаем или собираемся продавать сельскохозяйственную продукцию.
В основном Россия ввозит продукты в страны, где доля расходов на питание относительно велика. Это Северная Африка, Ближний Восток, Китай. В этих странах ожидаемое падение доходов приведет к спаду спроса на продовольствие в отличие от Европы и США, где на еду приходится значительно меньшая доля расходов.
Несмотря на развитие сектора АПК, есть несколько иных долгоиграющих последствий, которые начинают понемногу проявляться. Так, уже есть признаки роста спроса на менее качественное продовольствие. Например, производители молочной продукции объявили о росте спроса на растительные заменители животного жира. Это вызвано падением доходов, обусловленным ростом безработицы.
Второе возможное последствие коронакризиса – дальнейшая концентрация производств не только в сельском хозяйстве, но и в пищевой промышленности, в ретейле. Мелким участникам рынка придется труднее, им сложнее выжить. «Пока толстый сохнет, худой сдохнет», – говорит русская пословица. Да и государство их совсем не поддержало. Это негативная тенденция, поскольку система, когда в ней нет мелких производителей, теряет гибкость и становится менее устойчивой.
При этом не исключено, что некоторые последствия COVID-19, поначалу казавшиеся негативными, могут обернуться положительными тенденциями. Так, крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие с применением высоких технологий, традиционно привлекают много работников по вахтовому методу – как иностранных мигрантов, так и отечественных работников из регионов. Этот способ привлечения рабочей силы карантин подкосил, но одновременно должно получить импульс развитие капиталоинтенсивных технологий с малым привлечением рабочей силы.
2020 год показал: для того чтобы зарабатывать, необязательно жить в мегаполисе. Мы все поняли, что можно жить в сельской местности или малом городе и работать удаленно. Кроме того, мы можем удаленно получать базовую медицинскую помощь, образование, развлечения. Но при условии, что есть развитая инфраструктура. Это не значит, что люди поедут жить в деревню и работать в сельском хозяйстве. Не только у нас, это мировая тенденция: уже сейчас в России лишь около 20% сельского населения получают доходы от сельскохозяйственной деятельности. За теми, кто поедет жить в сельскую местность – а поедут не обнищавшие горожане, а средний класс, – потянется инфраструктура. Посмотрите, как состоятельные граждане преобразили Подмосковье: дороги здесь теперь немецкого уровня, иногда даже не самые активно используемые. В деревнях теперь встречаются качественные тротуары. С приходом городского среднего класса также можно преобразить Тверскую, Владимирскую и любую другую область и таким образом ревитализировать нашу деревню.
Молодежь нельзя привлечь в село только такими мерами, как освобождение от армии или льготы для учителей. Эти меры – как лечение онкологического заболевания приложением к опухоли сушеной печени лягушки, пойманной в полнолуние. Молодым людям в первую очередь нужна интересная, хорошо оплачиваемая работа и нормальные условия жизни.
По отношению к губернаторам нужно вводить новый KPI – не нужно считать количество больничных коек на человека в сельской местности, нужно обеспечить скорость прибытия медицинской помощи или доставки больного куда нужно. Карантин показал, что многому можно учить и детей дистанционно. В сфере образования, получения знаний удаленный доступ к образовательным услугам может позволить даже удаленным сельским населенным пунктам иметь доступ к лучшим областным и даже столичным учителям.
Когда мы говорим о будущем сельской местности, императив должен быть такой: там живут люди, поэтому нужно найти экономичный способ провести туда ресурсы, а не предлагать переселять людей. В первую очередь нужно развивать инфраструктуру и сети 4G. Равномерное освоение территории – это вопрос национальной безопасности.
комментарии(0)