Несмотря на регулярное ужесточение уголовного законодательства, браконьерство остается одной из серьезных угроз экономической безопасности страны. На сей счет недавно сокрушался на межведомственном совещании во Владивостоке секретарь Совбеза Николай Патрушев. А ситуация и правда непростая. По данным Пограничного управления ФСБ России, в 2018 году за нарушение правил рыболовства были задержаны 33 российских и «подфлажных» (речь идет о судах с российскими экипажами на борту, но под флагами Белиза, Панамы, Сьерра-Леоне, Танзании и Того, занимающихся незаконным промыслом краба) шхуны. В 2017 году их было 40, а в 2016-м – 52.
Подавляющее число судов-нарушителей отлавливают в морях Дальнего Востока (в 2018 году – 28 судов, или 85% от общего количества). Но если количество российских браконьеров с 2016 года там сократилось в 2,5 раза (с 35 до 14), то иностранных сохранилось практически на прежнем уровне (в 2016 году – 16, в 2017-м – 15, в 2018 году – 14). Однако их задержания проводятся лишь тогда, когда совершаются правонарушения, влекущие экономический или экологический ущерб (вылов без разрешительных документов, в запретных районах или запрещенными орудиями, накопление на борту неучтенных в промысловой документации уловов и т.д.). В зависимости от тяжести содеянного капитаны или судовладельцы привлекаются к административной, реже к уголовной ответственности. В ряде случаев браконьерские суда (в основном «подфлажные») конфискуются в доход государства.
В прошлом году особую остроту приобрела проблема браконьерства северокорейских рыбаков в российской части Японского моря, действия которых отличались повышенной агрессивностью. За незаконную добычу кальмаров там задержали 16 судов и 328 маломерных плавсредств с 3,7 тыс. браконьерами, что превышает совокупные показатели предыдущих пяти лет (за 2014–2018 годы – 11 судов и 260 браконьеров). В результате 17 из них привлекли к уголовной ответственности за нападение на пограничников, а некоторых уже и осудили (от 4 до 7 лет).
Спустя 10 лет Россия наконец-то надумала ратифицировать Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее – ННН-промысла), принятое Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (Food and Agriculture Organization – ФАО) в ноябре 2009 года. В соответствии с ним до предоставления какому-либо судну разрешения на заход в свой порт государство требует заблаговременного предоставления информации о судовладельце, разрешений на вылов биоресурсов и их перегрузку, районах их добычи. При этом власти могут отказать в заходе в порт судам, уличенным в браконьерстве, а также в их портовом обслуживании (пополнении топливом и запасами, ремонте и постановке в сухой док). Соглашением также установлен порядок инспектирования иностранных судов с целью выявления признаков осуществления ими ННН-промысла. Капитаны должны позволять портовым властям проверять судовые и промысловые журналы, лицензии, орудия вылова и фактический груз.
В связи с предстоящей ратификацией Госдуме предстоит скорректировать ряд федеральных законов, касающихся мореплавания. В частности, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О морских портах в Российской Федерации», а также Кодекс торгового мореплавания РФ.
Однако перечисленные новшества вряд ли положат конец браконьерству. Трансграничные преступные группы, действующие в этой сфере, постоянно совершенствуют способы незаконной добычи валютоемких биоресурсов и их сокрытия на борту, а также схемы их транспортировки в азиатские порты. Сопоставление статданных таможенных служб Китая, Японии, Южной Кореи и России об импорте/экспорте морепродукции (крабы, печень и икра минтая, креветка, морской еж и трубач) свидетельствует о многократных расхождениях в объемах и стоимости таких поставок. Несмотря на это обстоятельство, количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за контрабанду водных биоресурсов, остается незначительным.
|
Не дали ощутимого эффекта и межправительственные соглашения с Южной Кореей, КНДР, Китаем и Японией, предусматривающие сертификацию Росрыболовством вывозимых туда российских биоресурсов (в основном крабов). В минувшем году была подтверждена законность 58 841,67 т крабовой продукции, доставленной в корейские порты, а также выданы 4,4 тыс. сертификатов на 1 406 725,08 т биоресурсов для Китая и 131 сертификат на 2492,48 т краба для Японии. В КНДР ничего не вывозили.
Нельзя забывать и о коррупционной составляющей: в печати то и дело появляются сообщения о подкупе инспекторов береговой охраны браконьерами за непривлечение к административной ответственности или координаты местонахождения патрульных судов.
Для наведения порядка в отрасли следует не только повысить эффективность борьбы с организованной преступностью, в том числе транснациональной, но и обеспечить законность распределения квот на добычу рыбы и морепродукции, ускорить внедрение современных технических и программно-аппаратных средств в систему мониторинга, учета и контроля за добычей биоресурсов, а также нормализовать международно-правовое сотрудничество со странами – получателями браконьерской продукции путем введения адекватных торговых санкций.
Владивосток
комментарии(0)