Фото агентства городских новостей "Москва"
Во властных структурах уже шесть лет разрабатывается проект закона РФ «О похоронном деле в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действующий Федеральный закон от 1996 года «О погребении и похоронном деле» явно устарел и не отвечает реалиям. Люди постоянно сталкиваются со случаями неуважения к памяти умерших, фактами коррупции и вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения, недобросовестной деятельности. Перестрелки на кладбищах при переделе рынка похоронных услуг, регулярные драки родственников усопших с «похоронщиками», наплевательское отношение отдельных руководителей к захоронениям, в том числе и воинским, ставшие достоянием гласности, сформировали в обществе понимание того, что на российских кладбищах надо наводить порядок. И это, казалось бы, должно найти отражение в новом законе о похоронном деле.
Проект такого документа был подготовлен и 29 апреля 2019 года внесен на рассмотрение в правительство РФ. Хотя до Госдумы он пока так и не дошел. В чем дело?
Ответ на этот вопрос из департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ситуации не прояснил. Общероссийскому профессиональному союзу военнослужащих (ОПСВ) сообщили только, что законопроект о похоронном деле «неоднократно обсуждался заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями на площадке Минстроя и в аппарате правительства РФ» и т.п.
Причем на самом деле ряд властных структур, российское общество и широкие слои ветеранских организаций военнослужащих оказались в стороне от законотворческого процесса по этой теме. Например, из Минобороны РФ ОПСВ сообщили, что вышеуказанный законопроект в военное ведомство «на рассмотрение и согласование не поступал». То есть получается, одно из ведущих министерств в обсуждении законопроекта не участвовало. Как выяснилось, оказались в стороне от обсуждения и многие крупные участники рынка, осуществляющие похоронные услуги, к примеру, Военно-мемориальная компания.
Юристы профсоюза под руководством заместителя председателя ОПСВ Юрия Тарлавина провели анализ одного из окончательных вариантов правительственного законопроекта о похоронном деле (позднее он был опубликован на федеральном портале проектов нормативно правовых актов 16 марта 2018 года). В документе можно найти ряд существенных недостатков, которые затрагивают интересы военнослужащих. Мы не согласны, к примеру, с тем, что в законопроекте исключено понятие «погибший при защите Отечества», а введено понятие «умерший». Казалось бы, суть одна, но ведь значительно снижается статус именно погибшего в бою, его социально-общественное значение. Также с учетом принятых изменений в Конституции РФ, на наш взгляд, необходимо пересмотреть статью о примате международных договоров над положениями этого закона. Думается, необходимо дополнить перечень объектов захоронения понятиями «Могила Неизвестного солдата», «мавзолей», «некрополь», «пантеон». Надо предусмотреть в статье «Кладбища» понятие «место для размещения почетного караула» и даже «место для заряжания-разряжания оружия». Не видно в законопроекте механизма, как решать проблемы бесхозных могил – их ликвидации, сроков перезахоронения выявленных останков погибших военнослужащих и т.п.
Таким образом, над документом надо еще работать… Но как и кому? На запрос ОПСВ в правительство о сроках дальнейшего движения законопроекта мы пока получили уведомление, что обращение профсоюза зачем-то перенаправлено обратно в Минстрой. И когда законопроект о похоронном деле попадет в Госдуму, мы не знаем. Значит, пока россиян будут хоронить по-старому.
Нам известны примеры, когда похороны офицеров-ветеранов, в том числе Героев РФ и Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, проводятся без положенного при этом прощального салюта и участия в нем военного оркестра. К сожалению, случается так, что не могут военкоматы, воинские части комендатуры организовать такую ритуальную процедуру, особенно если офицер-ветеран умер в отдаленной местности.
Сегодня многие ритуальные компании на своих сайтах предлагают родственникам умерших военнослужащих решить эту проблему, в том числе организовать в любой точке страны и военный оркестр, и почетный караул. И всем понятно при этом, на сколько взлетает ценник за погребение человека в погонах. Так почему бы силовым министерствам и ведомствам не создать свои, а лучше одну на всех военно-мемориальную компанию, которая могла бы обеспечить организацию похорон служивых со всеми полагающимися почестями на всей территории России, в том числе и с привлечением военно-исторических клубов с их экипировкой и оружием для отдачи последних почестей? Подобный подход можно закрепить в новом законе о похоронном деле.
ОПСВ волнует и другой вопрос, связанный с несовершенством законодательства в похоронной сфере. Уже более двух лет мы участвуем в споре между руководителем группы «Поиск», членом Адыгейской организации нашего профсоюза и военным комиссаром Республики Адыгея. С 2004 года поисковики-волонтеры разыскивали на муниципальных кладбищах заброшенные могилы воинов – участников Великой Отечественной войны. Согласно постановлению правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460, эти захоронения подпадают в программу увековечивания их памяти. И расходы на эти цели компенсирует военкомат. «Поиск» до 2017 года привел в порядок несколько сотен могил, расходы были компенсированы из бюджета в рамках предусмотренных нормативными документами сумм. Но новый глава военного комиссариата в отличие от многих предшественников отказал в компенсации расходов по более чем четырем десяткам восстановленных могил ветеранов. К сожалению, не прописанное детально в действующем законодательстве положение о погребении этой категории граждан дает возможность порой по-разному, и не всегда адекватно, оценивать благородную деятельность поисковиков. И сегодня в Адыгее уже никто не решается восстанавливать заброшенные могилы ветеранов войны.
Несовершенство действующего законодательства порождает и такие ситуации, как скандал вокруг крупной братской могилы в Истринском районе, на месте которой попытались построить гостиницу. Подобные проблемы возникали и на Лесном кладбище во Владивостоке, на Песьяновском кладбище в Артемовске Свердловской области… Если закон будет несовершенен, проблемы будут повторяться раз за разом. Именно поэтому российское общество справедливо требует появления в государстве новых, прозрачных, гуманных и эффективных правил в похоронной сфере.
комментарии(0)