0
5685
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

16.09.2020 19:05:00

"Дело Навального" и кризис послевоенного порядка

Германия и Япония возвращают себе полновесный военно-политический статус

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доктор политических наук, доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: навальный, инцидент, расследование, германия, московский договор, послевоенный порядок, япония, южные курилы

Все статьи по теме "Инцидент с возможным отравлением Алексея Навального"


навальный, инцидент, расследование, германия, московский договор, послевоенный порядок, япония, южные курилы Фото Krisztian Bocsi/Bloomberg via Getty Images

В сентябре Россия отметила 75 лет со дня окончания Второй мировой войны. По иронии судьбы именно в это время российско-германские отношения обострились. Кабинет Ангелы Меркель открыто объявил об отравлении оппозиционного блогера Алексея Навального и потребовал международного расследования. Под угрозой оказалась судьба проекта «Северный поток – 2». Российская сторона отменила визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Берлин, который был согласован еще год назад.

Можно по-разному оценивать «дело Навального» и перспективы «Северного потока – 2». Интереснее другое. Впервые столь жесткие обвинения в адрес России исходят не от лидеров США или Британии, а из Германии – страны, проигравшей во Второй мировой войне. Кабинет Меркель чувствует себя достаточно сильным для того, чтобы бросить открытый вызов постоянному члену Совету Безопасности ООН и державе-победительнице, которая к тому же выступает внешним гарантом существующих границ Германии. При заключении Московского договора 1990 года Берлин, кстати, пообещал не принимать внешнеполитических решений без консультаций с державами-победительницами.

У России сохраняется напряженность в отношениях и с другой проигравшей во Второй мировой войне державой – Японией. У Москвы и Токио продолжается вялотекущий территориальный спор по поводу принадлежности Южных Курильских островов (так называемых Северных территорий). Уход Синдзо Абэ с поста премьер-министра ставит под вопрос возможность продолжения российско-японского диалога по заключению мирного договора.

После окончания Второй мировой войны новая угроза нашей стране со стороны проигравших государств казалась невозможной. Германия была поделена на четыре зоны оккупации и управлялась Контрольным советом союзников. В отношении будущей Германии союзники выработали в Потсдаме формулу «четырех де»: денацификация, демилитаризация, демократизация и декартелизация. Япония была передана под управление оккупационной администрации США. Именно она навязала Японии Конституцию 1947 года, согласно которой японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации.

Спустя 75 лет после окончания войны мы уже не можем быть столь категоричны. Германия и Япония сумели очень быстро (по историческим меркам) восстановить свой потенциал после катастрофического для них поражения. Германия потеряла четыре провинции – Восточную Пруссию, Познань, Предпомеранию и Силезию, но сохранила основное «ядро» немецких земель. Территория Японии была ограничена Японским архипелагом, то есть возвращена к границам 1854 года. Обе страны стали в 1970-е годы ведущими экономическими державами. И хотя Япония теперь потеснена с этой позиции Китаем, она все равно сохраняет мощный экономический потенциал, включая широкий спектр технологий двойного назначения, которые можно использовать и в мирной, и в военной сфере.

Япония в рамках договора с США о безопасности построила мощные Силы самообороны. Еще в 1980 году парламент официально разрешил использовать их за границами страны «для спасения находящихся там граждан Японии», а также признал свое «право» на бактериологическое и химическое оружие. С тех пор японские военнослужащие участвовали в войнах в Ираке, Афганистане, а в 2011-м Токио открыл первую зарубежную базу в Джибути. В 2015 году парламент Японии разрешил использовать Силы самообороны для участия в военных конфликтах за рубежом. Правда, это участие обусловлено обязательным согласием СБ ООН.

Вооруженные силы Германии ограничены Московским договором 1990 года. Однако Берлин создал за минувшие четверть века серию прецедентов их использования в рамках операций НАТО и ООН на Балканах, в Афганистане, Африке и Сирии. Достаточно вспомнить, что немецкие инструкторы участвовали в обучении курдских военных формирований пешмерга в Северном Ираке. В 2016 году Германия получила право на ротацию своих вооруженных сил на территории восточноевропейских членов НАТО – Польши, Прибалтийских государств, а возможно, Словакии и Румынии. Германия постепенно укрепляет свой ВПК, разрабатывая новые виды вооружений. Со времен Уэльсского саммита НАТО 2014 года американцы называют Германию «опорой восточноевропейского фланга НАТО». Нынешний кризис между Москвой и Берлином доказывает, что Россия однажды может столкнуться с угрозой восточноевропейского блока под эгидой Германии.

У России сегодня нет мирного договора с Японией: еще СССР отказался подписывать Сан-Францисский договор 1951 года. Попытки выработать особый российско-японский мирный договор, предпринимавшиеся с 1998 года, пока не привели к результату. Но и с Германией полноценного мирного договора у держав-победительниц нет до сих пор. Московский договор 1990 года («2+4») юридически таковым не был: это был документ об условиях объединения Германии и восстановлении ее полноценной правосубъектности. Наличие мирного договора означает, что стороны закрыли счеты друг с другом, связанные с прошлой войной. Его отсутствие говорит о том, что эти счеты не закрыты. Для нашей страны это тревожный симптом на фоне нерешенной проблемы «Северных территорий» и набирающей обороты в Восточной Европе дискуссии о статусе Калининграда.

И Германия, и Япония сегодня – страны с ограниченным суверенитетом. Однако в условиях нарастания российско-американской конфронтации и кризиса СБ ООН ситуация может измениться. 15 лет назад обсуждался вопрос о возможности присоединения Германии и Японии к числу постоянных членов Совбеза ООН, что само по себе требует отмены ограничений суверенитета. Берлин может использовать для этих целей любой тяжелый кризис в отношениях США с Россией и/или Китаем. Пруссия в середине XIX века успешно воспользовалась Крымской войной для объединения Германии. Япония, еще сохраняя внешне дружеские отношения с США, в 1911 году отменила в одностороннем порядке неравноправные договоры. Вполне возможно, что в нынешнем веке история повторится на новом витке. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1307
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
1120
Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Владимир Скосырев

США, Япония и Южная Корея оформили новый альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе

0
2449
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1622

Другие новости