Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
На последнем Столыпинском форуме Олег Дерипаска не только в очередной раз критиковал политику Центробанка и налоговую систему – он говорил о важности развития реального сектора. Одной из ключевых мыслей было то, что у бизнесменов остался только один инструмент для привлечения денег – кредит, и эти кредиты чрезмерно дорогие.
Поэтому бизнесу необходимы альтернативные способы привлечения средств. Наиболее очевидный – рынок облигаций. Мы все прекрасно понимаем, что сейчас рынок облигаций в России недостаточно ликвидный. Поэтому необходим некоторый механизм, при помощи которого этот рынок начнет развиваться.
На наш взгляд, наиболее очевидный и эффективный механизм стимулирования рынка облигаций – это расширение ломбардного списка ЦБ. В ломбардном списке перечислены ценные бумаги, под залог которых ЦБ готов предоставлять финансирование коммерческим банкам при помощи сделок РЕПО (вид сделок, при которых ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене. – «НГ»).
Для начала ознакомимся с историей вопроса. В 2009 году в ломбардный список включили более 100 системообразующих предприятий из таких отраслей, как транспорт, металлургия, энергетика, химическая промышленность и т.д. Это делалось для поддержки бизнеса после кризиса. Но 1 января 2011 года их исключили из ломбардного списка. В ломбардном списке в 2015 году было 972 ценные бумаги, сейчас – 697, что на 28% меньше. 1 февраля 2016 года из ломбардного списка убрали все акции, а 1 октября 2017 года – облигации кредитных и страховых организаций. Более того, начиная с 2011 года ЦБ последовательно ужесточал требования к рейтингу ценных бумаг в ломбардном списке. В 2011 году минимальный рейтинг составлял В/В2. Сейчас минимальный рейтинг для резидентов – А+(RU)/ruA+, а для нерезидентов – BB/Ba2. В 2014 году объем сделок РЕПО с ЦБ составлял более 145 трлн руб. За 2020 год – во время кризиса – ЦБ предоставил всего лишь 4 трлн руб. по сделкам РЕПО.
Мы видим, что ЦБ последовательно сжимает ломбардный список. У него есть на это причины: он боится избытка ликвидности в банковском секторе и последующего давления на доллар или роста инфляции. Но это ли наиболее важная проблема российской экономики?
Ломбардный список сжимается, что делает привлечение средств для бизнеса более проблематичным, при этом и банковская система не готова предоставлять достаточно денег корпоративному сектору. За последние пять лет отношение совокупного кредитного портфеля к ВВП снизилось с 52 до 47%. Причем за этот период доля корпоративного кредитования в портфеле снижалась. Единственный вид корпоративного кредитования, который рос в течение последних двух лет, – это кредиты малым и средним предприятиям (МСП), но его доля составляет менее 10% от кредитов в целом. Рост кредитования МСП происходит в основном за счет эффекта низкой базы.
Без поддержки российский рынок облигаций останется низколиквидным. Эта проблема особенно актуальна сейчас, в кризисные для бизнеса времена. Расширение ломбардного списка позволит коммерческим банкам привлекать средства у ЦБ под залог большего количества ценных бумаг, что увеличит ликвидность этих ценных бумаг на рынке облигаций.
Ужесточение требований к включению в ломбардный список происходит в пользу государственных ценных бумаг и облигаций крупных компаний. Сейчас более 70% ценных бумаг ломбардного списка приходится на государственные ценные бумаги, облигации предприятий с госучастием и на финансовый сектор. Это усугубляет и так происходящие на рынке облигаций процессы вымывания частного небанковского сектора. Например, в 2015 году исключили автомобилестроительную компанию «Соллерс» из списка эмитентов. Она входит в системообразующие предприятия. В 2013-м из ломбардного списка исключили «Мечел» (горнодобывающая и металлургическая компания), и ее акции сразу же упали на 10%. Подобная тенденция нарушает рыночные условия деятельности долгового рынка. Расширение ломбардного списка улучшит условия для частного небанковского сектора и снизит дисбалансы на рынке ценных бумаг.
На данный момент эмитенты из ломбардного списка составляют 28% от эмитентов, торгуемых на Московской бирже, что говорит о слабом рынке облигаций в целом. Реальный сектор (промышленность, транспорт, связь, энергетика и т.д.) знает, что не попадет в ломбардный список, и поэтому имеет меньше стимулов выходить на рынок облигаций в принципе.
Поэтому нужно расширить ломбардный список в пользу нефинансового сектора. От пандемии больше всего пострадали транспортная отрасль, отрасль развлечений, розничная торговля непродовольственными товарами, легкая промышленность, строительная отрасль, общепит. Нужно расширить ломбардный список в пользу облигаций данных отраслей и прочих ключевых промышленных отраслей российской экономики.
Мы говорим о расширении ломбардного списка как о программе государственной поддержки корпоративного сектора. После расширения ломбардного списка необходимо выделить ликвидность на совершение сделок РЕПО под залог корпоративных облигаций нефинансовых организаций в размере минимум 3 трлн руб. Эта сумма составляет менее 3% от ВВП России. На данный момент на бизнес Россия не тратит более 0,5% от ВВП. Для сравнения: Германия тратит на корпоративный сектор 17% от ВВП. Испания только на госгарантии по кредитам для бизнеса тратит 7% от ВВП.
Для того чтобы российская экономика наконец-то начала развиваться, нужен толчок для рынка ценных бумаг. Этим толчком может стать наш регулятор, готовый самостоятельно предоставлять финансирование под залог более широкого спектра облигаций. Только поддержка от регулятора и его готовность взять на себя кредитный риск смогут простимулировать рынок облигаций и упростить привлечение средств для корпоративного нефинансового сектора.
комментарии(0)