Фото Anna Moneymaker/The New York Times/Bloomberg via Getty Images
Последние новости из столицы США свидетельствуют о том, что президенту Дональду Трампу удалось «добиться невозможного» – установить зыбкий баланс интересов между Белградом и Приштиной и стать гарантом договоренности о нормализации экономического сотрудничества Сербии с мятежным Косово. Так ли это?
Так и не так. Президент Сербии Александар Вучич с присущей ему принципиальностью и желанием наилучшим образом защитить интересы Сербии, как и ожидалось, отказался признать независимость Косово. Но по итогам стараний американцев удалось добиться взаимного стремления Белграда и Приштины к развитию экономического сотрудничества, чего так долго добивалась Сербия. Зафиксировано намерение открыть доступные коммуникации – автостраду и железную дорогу – между сторонами. Косово присоединится и к так называемому мини-Шенгену, что откроет границы и другие возможности для контактов в Балканском регионе.
Вашингтон, спонсировав политически и экономически объявленные договоренности, как обычно, планирует «глубоко погрузить палец в сербский пирог» и застолбить свое финансово-экономическое присутствие в Сербии, очевидно ориентируясь на противодействие растущему присутствию здесь России.
Понятно, что у Белграда небольшой выбор возможных вариантов притока инвестиций в свою экономику. Поэтому такой расклад представляется логичной частью сделки вокруг Косово.
Конечно же, сюрпризом и «клубничкой поверх торжественного торта» стало объявление о переносе посольства Сербии из Тель-Авива в Иерусалим. Сербия станет первой европейской страной, принявшей такое решение, которое уже вызвало осуждение палестинцев как нарушение соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Понятно, что Трамп интенсивно поработал с сербами, чтобы продавить такой расклад.
Аналитики в Приштине уже поспешили признать возобновление железнодорожного сообщения с Белградом в качестве ущерба для Косово, мол, «открывает Сербии доступ к морю».
То, что произошло в Вашингтоне 4 сентября, вызывает много вопросов. Нет сомнений, что интересы Сербии остались под надежной защитой Вучича. Если Приштина будет последовательно выполнять договоренности, то выгода от этого будет для обеих сторон.
Годичный мораторий на попытки Косово правдами и неправдами проникнуть в различные международные структуры (о чем также договорились в Вашингтоне) даст Белграду хорошую передышку и позволит сосредоточиться на других задачах на внешнем поле.
Тем не менее для Белграда будет важно знать, насколько серьезны намерения Вашингтона. Понятно, что все крупные шаги американская администрация делает в интересах предвыборных кампаний, а сейчас, за три месяца до очередных президентских выборов, это становится особенно очевидно.
В случае же смены высшего руководства Америки подобные действия в Вашингтоне тем более приобретают призрачные очертания.
Встреча в Белом доме имеет еще одну существенную проекцию – это Европейский союз. Как представляется, Трампу удалось хорошенько протроллить брюссельских чиновников, которые совсем недавно принимали у себя тех же лидеров Сербии и Косово. Более того, под эгидой ЕС были запущены консультации на экспертном уровне, а в сентябре даже планировалась новая встреча Александара Вучича и Авдуллы Хоти. Получается, что теперь этот механизм утратил актуальность, а Америка вырвалась в лидеры миротворчества?
В любом случае пока рано судить об «успехах» встречи в Вашингтоне. И хотя в Белграде в основном звучат позитивные комментарии, должно пройти некоторое время, чтобы оценить истинный настрой косоваров в отношении нормализации. Там, как известно, политики склонны к спонтанным и непредсказуемым шагам, продиктованным как личными амбициями, так и политкорректной поддержкой внешних спонсоров независимости Косово.
комментарии(0)