Фото Franck Robichon/Pool/Anadolu Agency via Getty Images
Глава правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил об отставке в связи с серьезным заболеванием. Несмотря на предшествовавшие спекуляции в СМИ по этому поводу, его решение было полной неожиданностью даже для близких соратников. Они были уверены, что, несмотря на недомогание, Абэ сумеет продержаться в премьерском кресле остававшийся ему год, хотя он уже установил 24 августа исторический рекорд пребывания в должности – 2799 дней.
Диапазон оценок его деятельности, моментально выплеснутых на публику в стране и за рубежом, простирается от безмерно хвалебных до остро негативных. Крайним проявлением последних является высказанное на страницах издания Asia Times авторитетным экспертом Уильямом Песеком мнение о том, что лишь после ухода Абэ Япония снова может стать великой страной.
По мере оседания информационной пыли начинают вырисовываться контуры политического наследия Абэ и осознаваться значимость этого неординарного политика как для Японии, так и для международного сообщества. Однако уже ясно, что Абэ был весьма напористым в достижении своих целей, а итоги его бурной работы на посту руководителя третьей экономической державы мира оказали заметное, хотя и противоречивое влияние на саму Японию и ее отношения с другими, прежде всего соседними странами.
Одним из главных достижений Абэ на внутриполитической сцене следует считать восстановление стабильности после шестилетнего периода турбулентности, когда премьер-министры, кстати, в основном от ЛДП, менялись с периодичностью в один год. По иронии судьбы сам Абэ попал в число этих деятелей, став премьером в 2006 году и также внезапно и по той же причине, что и сейчас, уйдя в отставку в 2007-м. После триумфального возвращения к кормилу власти в 2012 году Абэ во главе коалиции своей партии и ее партнера – партии «Комэйто» одержал шесть громких побед подряд на общенациональных выборах в парламент.
Вместе с тем ряд шагов Абэ был расценен как движение вправо с параллельным закручиванием гаек и породил резкое неприятие со стороны оппозиции и либеральной общественности. К ним можно отнести закон об охране государственной тайны. Ему удалось также провести через парламент закон о национальной безопасности, который открыл дверь для участия ВС Японии в операциях, не имеющих непосредственного отношения к обороне собственной страны. Правда, несмотря на все старания, Абэ теперь уже не суждено реализовать свою самую, пожалуй, лелеемую мечту – внести поправку в мирную Конституцию, легализующую существование ее Сил самообороны в качестве фактически полноценной армии.
Он попытался, хотя и безуспешно, пересмотреть закон о прокуратуре, чтобы повысить пенсионный возраст высших государственных прокуроров, что поставило бы под угрозу независимость и нейтралитет этих блюстителей законов. Более того, за самим Абэ потянулся шлейф обвинений по поводу вовлеченности в ряд коррупционных скандалов. Он успешно выстроил собственную вертикаль власти в супервлиятельном слое высшего чиновничества. По мнению газеты «Асахи симбун», уход Абэ должен ознаменовать начало процесса исцеления демократии в стране.
Неоднозначными явились и итоги экономической политики, получившей название Абэномики. Из «трех стрел», составляющих основу Абэномики – смягченной до предела денежно-кредитной политики, безудержных вливаний в экономику госсредств и структурных реформ в сфере частного бизнеса, – в цель попали только две первые. Хотя и они дали заметные результаты: повысились доходы крупных корпораций, вырос экспорт, создавались новые рабочие места, взлетел индекс деловой активности Nikkei, снизился вредный для экспорта высокий курс иены, началось обуздание дефляции. Но рост заработной платы оставался слабым, что мешало большинству японцев ощутить блага Абэномики.
Однако, вдавив в пол педаль газа в сфере экономики, Абэ одновременно ударил по тормозам, каковыми явились повышения потребительского налога в 2014 и 2019 годах. Это был долго вымучиваемый шаг, поскольку госдолг Японии зашкаливает за 250% ВВП – рекорд среди развитых стран. В июле кабинет министров наконец признал, что экономический рост, начавшийся в декабре 2012 года, завершился в октябре 2018 года, то есть еще за более чем год до начала пандемии коронавируса.
Внезапно нагрянувшая инфекция ускорила темпы экономического падения Японии – до 27,8% по итогам второго квартала 2020-го. Резко сократился экспорт и обрушился въездной туризм – два основных мотора экономики. Растущее число банкротств предприятий грозит массовой безработицей и другими социальными неурядицами. Ситуация усугубляется тем, что, как утверждают отечественные медики, вторая волна пандемии уже обрушилась на Японию.
Несмотря на то что среди стран G7 Япония в гуманитарном плане наиболее успешно противостоит COVID-19, меры борьбы с ней подвергаются суровой критике. На борьбу с новой болезнью Япония потратит немыслимую для других стран сумму в 40% ВВП, однако запланированный для этого дополнительный выпуск облигаций еще более нарастит бремя госдолга. Провал обещания Абэ бесплатно снабдить каждую семью двумя защитными масками породил в народе презрительный термин «абэномаски». С большими организационными трудностями сталкиваются инициированные Абэ выплаты каждому японцу по 100 тыс. иен. Чтобы избежать «избиения» в парламенте со стороны оппозиции за провалы в борьбе с пандемией, премьер наотрез отказался продлевать сессию, закончившуюся 17 июня. Все это привело к скатыванию рейтинга Абэ накануне отставки к беспрецедентно низким показателям.
Нельзя не признать, что в результате активной дипломатии, которую Абэ проводил под лозунгом «Япония возвращается», страна укрепила позиции на международной арене. Это прежде всего выразилось во всемерном укреплении военно-политических связей с США. Однако серьезно испортившиеся за время его правления отношения с Китаем Абэ не успел выправить, при этом связи с Южной Кореей обострились до небывалого уровня. А свои заветные мечты Абэ так и не сумел реализовать. Помимо отложенной с неясными перспективами Олимпиады к ним, по его признанию, относятся решение проблемы японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами, и подписание мирного договора с Россией. Чего в Токио не представляют себе без получения так называемых Северных территорий – четырех южнокурильских островов.
комментарии(0)