На фото марш священнослужителей, протестующих против закона о передаче церковного имущества в госсобственность. Фото Milos Vujovic/Anadolu Agency via Getty Images
30 августа состоятся парламентские выборы в Черногории. Республика, имеющая парламентскую форму правления, выберет 81 депутата Скупщины. На предыдущих парламентских выборах 2016 года власти этой страны ради сохранения своих пошатнувшихся позиций инсценировали попытку государственного переворота, в котором были обвинены мифические «агенты ГРУ», задержать их не удалось. А лидеры черногорской оппозиции Андрей Мандич и Никола Кнежевич были обвинены в работе на Москву и Белград и условно осуждены. При этом, по мнению специального прокурора Миливое Катнича, расследовавшего это дело, частью сценария должно было стать убийство президента Мило Джукановича из… рогатки.
Бессменный правитель Черногории Джуканович руководит республикой уже более 30 лет, оставаясь самым долгим политиком-долгожителем в Европе (а вовсе не Александр Лукашенко, как кто-то мог подумать). Попеременно чередуя посты президента и премьер-министра, он стал фактическим отцом-основателем нынешней черногорской государственности, которого можно сравнить по времени пребывания во власти разве что с королем Николой I Петровичем, правившим 58 лет. За это время Джуканович прошел путь от «последнего коммуниста Югославии» и «великосербского патриота» к убежденному либералу и преданному стороннику евро-атлантической интеграции. У него одного получилось привести страну, зараженную обедненным ураном вследствие бомбежек НАТО в 1999-м, в лоно НАТО. И только теперь он оказался перед реальной угрозой потери большинства.
Если фоном для предыдущих выборов были периодические массовые протесты граждан в столице страны Подгорице против вступления в НАТО (Черногория стала членом альянса в 2017 году), то фоном этих выборов оказался гораздо более серьезно задевший черногорцев вопрос – принятый накануне Нового года закон о возврате в госсобственность церковного имущества, включая здания и земли церковных общин, которое было зарегистрировано после 1 декабря 1918 года, когда территория Черногории вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее переименованного в Югославию. Нынешний режим в собственном неприятии прошлого дошел до утверждения югославского периода своей истории вариантом «оккупации» со стороны Сербии. В то время как до 1918 года, по мнению Джукановича, в Черногории действовала фактически независимая Цетинская митрополия, которая позже была преобразована в епархию Сербской православной церкви – Черногорско-Приморскую митрополию.
Протесты в формате еженедельных крестных ходов, в которых участвуют десятки тысяч граждан по всей стране, проходят беспрерывно с декабря 2019 года. После того как власти запретили верующим собираться под видом предотвращения опасности распространения коронавируса, крестные ходы превратились в автоколонны. Когда же полиция стала бесцеремонно преграждать путь, блокируя движение автомобилистам с символикой Сербской Православной церкви, прошел первый в истории морской крестный ход – сотни лодок с зажженными файерами проследовали из Будвы до Святого Стефана и назад. Противостояние с церковью дошло до того, что в итоге сам черногорский митрополит Амфилохий, прежде бывший с Джукановичем в неплохих отношениях, обратился к верующим с призывом единодушно прийти на парламентские выборы 30 августа, чтобы проголосовать против «безбожников и лжезаконов, который они принимают». Он признался, что за свои 82 года ни разу не участвовал в выборах, но в этот раз намерен проголосовать за святыни Божьи.
Администрация Джукановича тоже времени зря не теряет. На прошлой неделе в СМИ Черногории появилась информация о том, что правящая Демократическая партия социалистов (ДПС), имеющая на данный момент не более 34% поддержки, готовит прибытие в порт города Бар из албанского порта Дуррес нескольких тысяч цыган, которым будет предоставлена возможность проголосовать на парламентских выборах. Кроме того, о подкупе голосов албанских избирателей в самом южном черногорском городе Ульцинь сообщил лидер албанского национального меньшинства Генци Нуманбегу. По его утверждению, ДПС платит всем, включая цыган, по 50 евро за один голос. Параллельно с этим в городах, расположенных вдоль границы с Албанией и Косово (Ульцинь, Рожае, Тузи, Петница, Плав, Гусинье), за последние месяцы резко выросло число избирателей – таким образом, в городке Плав количество избирателей (9241 человек) превышает количество совершеннолетних жителей (6723 человека) на 137%.
Впервые за долгое время объединившаяся в блок «За будущее Черногории» оппозиция во главе с профессором Здравко Кривокапичем, согласно социологическим опросам, может рассчитывать на 25% голосов избирателей. Что вместе с демократической оппозицией (около 16%) и рядом других более мелких оппозиционных партий может стать непреодолимым препятствием для продолжения самого долгого политического правления в Европе.
Безусловными союзниками Джукановича остаются партии национальных меньшинств: хорватов, бошняков и албанцев, возглавляемые мэрами или бывшими мэрами ряда городов – экс-мэр Тивата идет во главе хорватского списка, экс-мэр Ульциня – по главе албанского. При этом одна из двух албанских партий уже активно выступает против действующей власти.
Особую перчинку кампании добавило анонсирование компромата на Джукановича со стороны его бывшего бизнес-партнера Душко Кнежевича, эмигрировавшего в Лондон. Буквально за две недели до выборов Кнежевич был исключен из списка лиц, разыскиваемых Интерполом по запросу Черногории. Однако обещанный компромат так и не был пока опубликован.
Главный электоральный ресурс Джукановича – поддержка со стороны ряда влиятельных и многочисленных черногорских кланов, которым он помогал в свое время, может на этот раз его подвести. Потому что в традиционном черногорском обществе позиция церкви может оказаться важнее былых заслуг политического благодетеля.
комментарии(0)