На фото премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Фото сайта premier.gov.pl
В среду состоится чрезвычайный саммит Евросоюза. Он будет посвящен Белоруссии и пройдет в формате видеоконференции. Его проведение состоится по инициативе премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, который на следующий день после президентских выборов в соседней стране в письме главе Европейского совета Шарлю Мишелю и председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен призвал «солидарно поддержать белорусов в их стремлении к свободе».
Для белорусских властей конфликт с Брюсселем и Варшавой – дело привычное. Достаточно вспомнить начало марта 2012 года, когда ЕС посчитал необходимым «усилить давление на Минск, чтобы добиться прекращения нарушений прав человека и преследований оппозиции». Тогда острый кризис возник на фоне персональных санкций против высокопоставленных белорусских чиновников, судей, руководителей силовых структур и бизнесменов. Черный список ЕС растягивался чуть ли не до 300 человек. В итоге все переросло в дипломатический скандал. Минск отозвал для консультаций своих послов из Брюсселя и Варшавы и рекомендовал покинуть страну послам Польши и главе дипмиссии ЕС. В Европе возмутились, но отзыв послов состоялся. Для восстановления дипломатического паритета понадобилось немало времени.
Сейчас внимание европейцев приковали не только результаты президентских выборов и массовые протесты людей, уверенных в их фальсификации и требующих перемен в стране, но и применение против них силы. В Варшаве заявили, что жестокие разгоны мирных манифестаций в Минске не могут оставить равнодушными соседей Белоруссии. Польша взяла происходящее под контроль. Для себя она сразу же выбрала главную роль не только разводящего, но и дирижера демократических процессов в Белоруссии.
Варшава не раз уже бралась за эту роль, выступая поначалу лидером всякого рода региональных объединений. Имеется в виду Вышеградская группа, «Веймарский треугольник» и близкое к теме «Восточное партнерство», которое поставило целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР – Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Белоруссия в это «содружество» принималась с оговорками, да и в самом Минске открыто «дружить» против России не хотели, хотя и от помощи ЕС не отказывались. Очередную структуру Польша создала совсем недавно с Литвой и Украиной, назвав ее «Люблинским треугольником» – по городу встречи. И хотя эта «тройка» намерена «координировать вопросы энергетической независимости» от России, было упомянуто и сотрудничество со странами «Восточного партнерства». Появились даже варианты о приглашении Белоруссии, чтобы уж никто не сомневался в исторических корнях Речи Посполитой.
На этот раз польский парламент поддержал выдвинутый правительством План солидарности с Белоруссией. Представляя его в Сейме, Моравецкий подчеркнул его основы: безопасность, открытость и солидарность. По его словам, нет абсолютно безопасной Польши и Европы без безопасности соседа – Белоруссии. План включает пять пунктов: поддержка репрессированных, стипендиальная программа, облегчение при въезде на территорию Польши и доступе на рынке труда, помощь независимым СМИ и неправительственным организациям. На реализацию этой программы планируется выделить на первом этапе 50 млн злотых (около 14 млн долл.) помимо средств, которые уже выделяются, например, на вещающий на Белоруссию Belsat TV.
Накануне этого Моравецкий разговаривал по телефону с кандидатом в президенты Белоруссии и лидером недавно созданного Координационного совета белорусской оппозиции Светланой Тихановской. «Я заверил, что белорусы имеют полную поддержку Польши как в своем стремлении к свободе родины, так и в повседневной жизни в Польше. Сегодня, спустя 40 лет после августовских соглашений (официального признания независимого профсоюза «Солидарность». – В.М.), эта солидарность нам снова нужна», – написал в Twitter премьер. Поговорил с Тихановской и глава МИДа Яцек Чапутович, который оценил создание Координационного совета оппозиции как хороший шаг к созданию платформы для внутреннего диалога в Белоруссии.
В Варшаве пришли к требованию провести повторное голосование в Белоруссии не сразу, а лишь когда убедились в отсутствии демократических процедур на выборах. Польские власти сочли, что в связи с протестами в Минске и жестокостью, с которой режим пытался их подавить, дальнейшее признание права Александра Лукашенко руководить страной невозможно, обращает внимание Rzeczpospolita. Тем более что, как пишет издание, в глазах белорусского общества Польша является образцом перехода от коммунистической диктатуры к демократии и рыночной экономике.
За предыдущие четверть века, несмотря на неоднократные нарушения Лукашенко основных принципов правового государства, Варшава поддерживала с ним разного рода сотрудничество, признавая, что он дает лучшие гарантии сохранения суверенитета страны перед лицом имперских устремлений России. Нынешняя позиция Польши, по мнению некоторых польских экспертов, может иметь радикальные последствия, поскольку ставит под вопрос сохранение официальных отношений с государством, границы которого начинаются в 200 км от Варшавы.
Однако, судя по всему, официальная Варшава уйдет от крайних решений, способных обострить ситуацию. Во вторник замминистра иностранных дел Павел Яблоньский сказал в интервью агентству РАР: «Мы не хотим, чтобы реакция ЕС ограничилась санкциями, нужно вести речь о предоставлении предложений по урегулированию конфликта через перспективу сотрудничества с Белоруссией. Если ограничимся санкциями, мы рискуем подтолкнуть Белоруссию в зону влияния России».
Нельзя сказать, что в Польше все полны энтузиазма в отношении активной деятельности правительства на белорусском направлении. В соцсетях можно увидеть претензии к Моравецкому, который, как пишет один из пользователей, «не может примирить поляков, а берется за Белоруссию, да еще втягивает в конфликт ЕС». Но свой выбор польские власти уже сделали.
комментарии(0)