На фото экс-президент Колумбии Альваро Урибе Велес. Фото Juancho Torres/Anadolu Agency via Getty Images
В одном из крупнейших государств Латинской Америки – Колумбии – случилась своеобразная сенсация. Она свидетельствует о реальном, а не номинальном разделении властей в стране, охваченной в недавнем прошлом длительной партизанской войной.
Верховный суд принял решение поместить под домашний арест до окончания расследования экс-президента Альваро Урибе Велеса. Ему инкриминируется связь с военизированными организациями, финансировавшими его избирательную кампанию. Этот политический деятель порвал с традиционной политической структурой и образовал собственную партию.
Напомню, что Урибе пришел к власти в 2002 году и имел заоблачный рейтинг, поскольку добился несомненных успехов в борьбе с повстанцами. На фоне этих достижений спустя пару лет он инициировал реформу Основного закона, запрещавшего второе выдвижение на высший государственный пост. Поправку одобрил Конгресс – двухпалатный парламент. В результате в 2006 году Урибе выдвинулся вторично. И вновь в первом же туре одержал убедительную победу. Это обстоятельство, видимо, вскружило голову молодому амбициозному политику, и он вознамерился закрепиться на вершине политического олимпа, задумал баллотироваться в третий раз.
Однако эта идея по времени совпала с острым институциональным кризисом. Поводом для его возникновения послужил арест парламентариев по обвинению в тесных связях с правыми военизированными формированиями. Многие из них поддержали и финансировали первую кампанию Урибе. Громкий скандал разразился после признания депутата Илдис Медины о том, что она поддержала конституционную поправку в обмен на обещание занять теплое местечко. Именно ее голос тогда оказался решающим.
Вокруг проблемы третьего срока в колумбийском обществе развернулась острая полемика. Суть ее заключалась не в том, останется или нет президент на своем посту. Речь шла о судьбах демократии и правового государства. Один из видных политиков, сенатор от Демократического полюса Густаво Петро выразился предельно четко. Он сказал: «Урибе предстоит сделать выбор между двумя вариантами. Либо продлить пребывание у власти, поскольку у него не будет соперников, либо завершить второй мандат человеком, сломавшим хребет Революционных вооруженных сил Колумбии».
В дискуссию включилась и самая известная в прошлом заложница партизан Ингрид Бетанкур. Касаясь третьего срока президента, она заметила, что он опасен для демократического процесса, его нельзя связывать только с одной личностью, надо открыть дорогу представителям другого поколения, которые могут предложить иные альтернативы.
На дальних подступах к выборам 2010 года ретивые приверженцы президента пытались повторить прошлый эксперимент. Было собрано свыше 5 млн подписей в поддержку выдвижения Урибе.
Не остались в стороне от дискуссий и бывшие президенты Сесар Гавириа и Энрике Сампер. Оба они категорически противились продлению полномочий. Один из них подчеркивал, что в данном конкретном случае вопрос стоял об увековечении власти. Другой выразил убеждение, что члены высшей конституционной инстанции продемонстрируют независимость от правительства и примут юридически выверенное решение.
В силу совокупности ряда объективных и субъективных факторов ситуация в Колумбии оказалась в фокусе внимания зарубежных деятелей, которые также включились в полемику. Среди них всемирно известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса. По этому поводу он высказался весьма категорично: «Я убежден в том, что в этой стране имеются превосходные лидеры, способные укреплять демократические институты». И добавил, что правитель не должен менять правила игры. Резюмируя, писатель сказал: «Урибе был великолепным главой государства, и его правительство запомнится как одно из самых значимых в истории Колумбии. Если он выдвинется вновь, то все его достижения будут обесценены».
Между тем опрос общественного мнения показал, что большинство колумбийцев, а именно 54%, противились участию Урибе в намечавшихся выборах. Сам же глава государства долго хранил молчание, избегал прямого ответа, ограничивался витиеватыми фразами – типа все зависит от воли Божьей и желания народа. При этом он утверждал, что восемь лет явно недостаточно для решения накопившихся проблем в стране, которая из 200 лет независимого существования лишь 47 жила в условиях мира.
Точку в затянувшемся процессе поставил вердикт Конституционного суда, вынесенный в феврале 2010 года. В документе признавалась незаконной попытка созыва референдума с целью внесения поправки к Конституции, позволяющей третье избрание. К чести Урибе, он с чувством достоинства и ответственности отреагировал на вердикт, заявив о готовности и впредь служить родине в любом качестве. При этом он заметил, что правовое государство предполагает почитание законов и гражданами, и правителями.
Впоследствии экс-президент выступил ярым противником мирного договора, подписанного между его сменщиком Хуаном Мануэлем Сантосом и повстанцами Революционных вооруженных сил Колумбии, считая, что им сделали слишком много уступок. Но это уже другая тема.
Как пройдет нынешнее расследование и долго ли оно продлится, покажет время. Но сам факт является лишним подтверждением абсолютной независимости законодательных и исполнительных органов. Подчеркнем, против решения инстанции высказался действующий глава государства Иван Дуке. Но это делу не поможет. Таковы реалии современной Колумбии.
комментарии(0)