Фото Ahmet Bolat/Anadolu Agency via Getty Images
Завершившийся только что мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) обнаружил признаки новой политической тенденции в исламских странах, появление которой «НГ» предсказала больше года назад. Речь идет о росте популярности «Талибана» (организация запрещена в РФ) среди молодых мусульман за пределами Афганистана – как «джамаата победоносного джихада», сумевшего, по словам его приверженцев, поставить на колени Америку и заставить ее капитулировать в почти 20-летней афганской войне.
В воскресенье 2 августа группа молодых афганцев – сторонников талибов внесла флаг «Талибана» в мечеть Святой Софии в Стамбуле. На видео, выложенном затем в соцсетях, хорошо видно, как около десятка парней размахивают белым талибским флагом, скандируя: «Аллах акбар!» При этом к ним начинают присоединяться турецкие подростки и взрослые мужчины, фотографируясь на фоне символа «Талибана» и приветствуя его. Акция 2 августа стала первой демонстрацией флага талибов во «вновь обретенной» усилиями президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана мечети Святой Софии.
В тот же день демонстрация талибской символики произошла в самом центре Тегерана. Здесь в парке «Меллат» группа молодых афганцев – сторонников «Талибана» также устроила религиозно-политический перформанс, в ходе которого размахивала флагами талибов и выкрикивала лозунги в поддержку движения «яростных мулл». Примечательно, что иранские силовики отреагировали на инцидент только после того, как информацию о происшествии и фотографии с места проталибских «народных гуляний» выложил афганский блогер-эмигрант Ареф Ахмади. По его словам, «трехдневное перемирие в праздник Ид аль-Адха (между «Талибаном» и правительством Афганистана. – «НГ») оказало положительное влияние на талибов в Тегеране, которые свободно ходят, неся свой флаг и наслаждаясь миром и спокойствием».
Открытая манифестация молодых талибов в центре Тегерана потрясла пользователей соцсетей в Иране. После этого на скандал были вынуждены отреагировать местные силовики, которые задержали участников акции. Сейчас они находятся под стражей, полиция поводит расследование.
Оба эти эпизода свидетельствуют о наступлении периода «новой искренности» в рядах сторонников талибов за пределами Афганистана. Очевидно, что ядром стратегии «общественной дипломатии» «Талибана» выступают группы молодых афганских мигрантов, уехавших в Турцию и Иран по социально-экономическим причинам. Теперь эти молодые люди начинают публично демонстрировать свои симпатии в отношении талибов, одновременно привлекая на свою сторону уже местных мусульман. Можно не сомневаться, что акции, подобные тем, что имели место 2 августа в Стамбуле и Тегеране, получат продолжение и в других странах. Не исключено, что среди них окажутся также Россия, страны постсоветского пространства и Евросоюза.
Заигрывание США, России, Китая и других влиятельных стран с «Талибаном» в рамках большой политической комбинации под названием «афганское примирение» начинает сегодня приносить первые негативные плоды. Мира в Афганистане от этой игры не прибавилось, напротив, уровень насилия в стране значительно вырос за последние несколько месяцев. Это произошло по вине лидеров талибов, расценивших действия США и мирового сообщества по их умиротворению как проявление слабости. Талибы восприняли как капитуляцию намерение Вашингтона сократить, а в перспективе и полностью вывести свои войска из Афганистана, решив активизировать борьбу за власть в этой стране.
После американо-талибской сделки в Катаре 29 февраля 2020 года пропагандисты террористов развернули мощную кампанию по популяризации своей формы «победоносного джихада». Причем они вели ее на интернет-сайтах и в соцсетях сразу на нескольких языках, включая английский, арабский и русский, которые трудно назвать языками народов Афганистана. В итоге, хотя сами лидеры талибов регулярно подчеркивали свою озабоченность исключительно афганскими делами, миф о «победоносном» «Талибане», изгнавшем Америку и НАТО с земель мусульман, начал распространяться далеко за пределы Афганистана, формируя новое, уже с претензией на глобальность, измерение имиджа движения «яростных мулл» как образца для подражания во всем исламском мире.
Подобный поворот в репутационной истории талибов, безусловно, обрадовал их стратегических партнеров в лице запрещенной в РФ «Аль-Каиды». Тем более что самые проницательные шейхи, связанные с этой террористической группой, вроде доктора Хани Мохаммеда Юсуфа ас-Сибаи, еще в марте 2019 года призывали молодых мусульман по всему миру взять «Талибан» в качестве примера для правильного ведения «джихада».
Судя по акциям сторонников талибов 2 августа в Турции и Иране, проводники «публичной дипломатии» самых респектабельных и международно признанных джихадистов планируют пока сосредоточиться на небольших групповых манифестациях в различных городах за пределами Афганистана. Непременным атрибутом этих акций должно стать использование флага и символики «Талибана» в привязке к мусульманским праздникам или объектам исламского религиозно-культурного наследия.
В связи с этим обращает на себя внимание появление с конца июля на некоторых сайтах, связанных с талибами, информации о бывших мечетях в ряде европейских городов, которые были превращены в христианские храмы. В частности, пропагандисты «Талибана» обратили внимание своих сторонников на бывшую Черную мечеть в столице Болгарии Софии. По словам симпатизаторов «Талибана», эта «историческая мечеть», построенная во времена султана Сулеймана Великолепного, является «великим памятником исламского халифата», который был в 1897 году «принудительно превращен христианами-крестоносцами в церковь».
Вторым объектом, на который обращают внимание своей аудитории авторы проталибских сайтов, является бывшая мечеть Аль-Фатих в греческих Афинах, построенная в честь завоевания Греции султаном Мухаммедом аль-Фатихом, а затем также преобразованная в церковь: «К сожалению, когда Греция вышла из Османского халифата в 1832 году, христиане разрушили все мечети, святыни и исламские символы в Греции, также были снесены минареты этой мечети. Позже храм был превращен в музей под названием Expo Musium».
Наконец, третьим объектом, упоминаемым в эти дни талибскими пропагандистами в качестве примера утраченных исламских святынь, стала бывшая мечеть Паши Касима в Южной Венгрии. «К сожалению, после падения Османского халифата мечеть была оккупирована христианами, а в 1766 году христиане разрушили все минареты мечети и превратили ее в церковь», – напоминают своим читателям авторы проталибского афганского сайта.
С учетом акции сторонников «Талибана» в мечети Святой Софии в Стамбуле 2 августа нельзя исключать, что обозначаемые сегодня пропагандистами движения «оскверненные крестоносцами» бывшие мечети в Болгарии, Греции и Венгрии могут стать площадками для новых религиозно-политических перформансов. Очевидно, что этот внезапно проснувшийся интерес проталибских пропагандистов к историческим памятникам в Европе слабо связан со стратегией «национального примирения» в Афганистане. Зато он вполне органично вписывается в тренд начавшейся глобализации талибского бренда уже далеко за пределами афганских границ.
комментарии(0)