Фото сайта patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Крещение Руси главной революцией в истории России. Годовщину обращения в христианство подданных князя Владимира Святославича отметили во вторник, 28 июля. Празднование прошло скромно, без традиционного крестного хода и других массовых мероприятий, поэтому глава РПЦ, вероятно, на этот раз решил звонкой фразой обострить интерес общества к знаменательной дате. Кроме того, эта фраза объединяет ценности христианской и советской России, чего добиваются и архитекторы современной политической системы.
«Крещение Руси – это, несомненно, выражаясь современным языком, революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, систему его ценностей», – сказал патриарх во вторник после богослужения в храме Христа Спасителя по случаю дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. Он отметил, что «самая грозная революция» в начале XX века в России пыталась изменить систему ценностей, разрушить в первую очередь православную веру. «Но тот факт, что мы в XXI веке в этом возрожденном храме Христа Спасителя вспоминаем о тех мечтаниях революционеров с некой снисходительной улыбкой, потому что ничего ведь не получилось, свидетельствует о том, что та прекрасно организованная и мощная политическая акция, сопровождавшаяся в том числе и насилием, не искоренила веры православной из нашего народа», – сказал патриарх.
На первый взгляд нынешнее заявление не расходится со смыслом предыдущих размышлений Кирилла об исторических событиях вековой давности. В 2017 году, на 100-летие Октября, глава РПЦ заявил, что «революция была великим преступлением». «И те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди совсем даже не помышляли», – пояснил патриарх. Он неоднократно говорил, что нынешние россияне и их советские родители «искупали» и продолжают «искупать» грех большевизма, отказа от тех основ, на которых созидали 1000-летнюю Русь креститель Владимир и его преемники.
Однако то, что сейчас патриарх не нашел лучшего способа подчеркнуть выдающееся значение Крещения Руси, чем сравнить его с событием, стеревшим с лица земли православную империю, говорит об иерархии исторических процессов, которая подчас выплывает из подсознания не только главы РПЦ, но и из глубин коллективного бессознательного всего церковного народа, способного величать как Николая II, так и Сталина. Откуда это все? Возможно, из многолетней практики сожительства Московского патриархата с коммунистическим государством. После восстановления Церкви при участии Сталина платой за ее существование и некоторые привилегии стала подчеркнутая сервильность. Появился даже термин «богословие революции», которым описывали интеллектуальные процессы в церковной среде, получившие особое развитие в 1960-е годы.
Московские первосвятители времен СССР учились превозносить Октябрь с первых дней возрожденной Церкви. Патриарх Алексий I (Симанский) обращался к верующим в ноябрьском послании: «Настоящий 1947 год является, кроме благословенного года мира, еще и знаменательной годовщиной, ибо исполнилось 30 лет существования у нас на Руси нового государственного строя. Необъятная по пространству действия и по силе напряжения работа проделана Руководителями нашего Государства за эти 30 лет среди многочисленных народностей нашего Союза, причем главной руководящей целью ее было и есть освобождение людей от порабощения, от угнетения, от власти богатства и стяжания. Всем известны эти труды Правительства нашего, и все мы являемся свидетелями того, что ни многочисленные и многообразные трудности в устроении новой, справедливой жизни для всех народов на равных основаниях в нашей стране, ни даже такое бедствие, как прошедшая мировая война, не поколебали этого великого строительства, и Отечество наше вышло из горнила испытаний еще более сильным и могущественным».
Продолжалась эта «повинность» и в дальнейшем. Патриарх Пимен (Извеков) в 1977 году убеждал соотечественников, что «великая революция в России принесла угнетенному большинству человечества надежду на освобождение от эксплуатации, от колониализма и расизма, от политического, экономического, социального и культурного гнета». «Ныне все советские люди, верующие и неверующие, с исключительным воодушевлением обсуждают проект новой Конституции СССР, в котором сконцентрированно получила отражение та высокая ступень социального прогресса, какой достигла наша возлюбленная Родина, истинный демократизм нашего социалистического общества», – говорил глава РПЦ эпохи развитого социализма.
Обратим внимание, что и тогдашний и нынешний патриархи обращаются к теме построения справедливого общества. «Из этих грозных событий 100-летней давности мы должны вынести очень важное заключение: мы должны своей добродетелью искупить свои грехи и грехи наших предков. Мы должны построить общество доброе, справедливое», – говорил Кирилл в 2017 году. Источник справедливости меняется в зависимости от политической конъюнктуры, а стилистика сохраняет удивительное постоянство. Нет-нет, да и появятся в речах действующего главы РПЦ, чья молодость пришлась на разгар социалистического строительства, рудименты марксистско-ленинской риторической культуры – вроде рассуждений о духовном «базисе» и политической «надстройке» общества.
Патриарх Кирилл как-то говорил, что люди с именем Владимир сыграли важную роль в истории России. Глава РПЦ имел в виду князя Владимира, но, как подозревают, намекал на Владимира Владимировича Путина. Однако Владимиром звали и Ленина, «крестившего» страну огнем Октябрьской революции, которую десятилетиями к соответствующей дате величали патриархи Московские и всея Руси, пока им не разрешили этого не делать.
комментарии(0)