Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Постепенный переход правительства из режима работы в условиях коронавирусного форс-мажора в плановый режим актуализирует множество ключевых вопросов экономического развития страны, включая вопросы регионального развития. Впрочем, и в самый сложный период борьбы с пандемией правительство и его глава Михаил Мишустин сочетали решение оперативных задач с планомерной деятельностью, направленной на создание основ для последующего развития территорий страны.
Актуальная коронавирусная повестка обусловила принятие правительством целого ряда как системных, так и адресных решений для поддержки регионов. При этом была продемонстрирована слаженная работа Кремля и Белого дома, когда многие ключевые решения озвучивал президент Путин, тогда как правительство принимало их к исполнению. В частности, президент дважды говорил о необходимости выделения регионам антикризисной финансовой помощи, сначала – 200, а затем – еще 100 млрд руб.
Помимо общих решений о финансовой помощи нуждающимся территориям, у которых особенно заметно упали бюджетные доходы, власти пошли на полное освобождение регионов от выплат по бюджетным кредитам в этом году, также реструктурировав платежи на последующие годы. Параллельно с этим была реализована масштабная программа финансового стимулирования медиков в регионах, для чего регионам выделялись и продолжают выделяться средства. В целом тема поддержки здравоохранения в регионах стала одной из ключевых, о чем свидетельствовало принятие множества решений о выделении средств как на целые направления (вроде субсидий на детские поликлиники), так и на отдельные объекты (примером стало срочное развертывание полевого госпиталя в Мурманской области). Помимо региональной медицины в центре внимания правительства оказался малый бизнес, на поддержку которого регионам тоже были выделены немалые субсидии. Да и в целом и по количеству принимаемых решений, и по выделяемым суммам заметно, что поддержка региональных бюджетов и помощь регионам при реализации различных программ стали одним из приоритетов для правительства. В условиях ухудшения финансово-бюджетной ситуации в регионах федеральное правительство, несмотря на трудности с наполнением бюджета, пришло регионам на помощь.
Сейчас на повестке дня у правительства переход к решению средне- и долгосрочных задач по восстановлению экономики. У этих задач есть своя региональная составляющая. Так, огромное социальное значение имеет восстановление занятости населения. По этому вопросу правительство тоже работает целеустремленно: по итогам специального июньского совещания губернаторам поручено вести мониторинг ситуации, тогда как Центр выделяет им трансферты и принимает решения, способствующие снижению уровня безработицы на перспективу.
Одним из важнейших направлений трансформации российской экономики, ставшим уже «фирменным» и для главы правительства, становится ее цифровизация. И с этой точки зрения примечательно, что первый визит Мишустина в регионы после снятия карантинных ограничений был связан именно с этим вопросом: в Татарстане, в Иннополисе, состоялось большое правительственное совещание по вопросам развития ИТ-индустрии.
Долгосрочные задачи в области региональной политики, которые сейчас решает правительство, связаны, с одной стороны, с целенаправленной поддержкой проблемных регионов. Ранее были определены 10 таких регионов, которые теперь реализуют индивидуальные программы развития и находятся в центре постоянного внимания. Это пилотный проект, призванный стимулировать экономическое развитие ряда хронически отсталых регионов и повысить там качество жизни. В дальнейшем он может быть распространен и на другие территории. Кроме того, правительство занимается разработкой новых мер поддержки моногородов, учитывая непростые условия, в которых оказались многие из них сейчас.
С другой стороны, правительство приступило к решению задач, направленных на создание в регионах точек роста и институтов развития. По ряду направлений проводится серьезная перезагрузка. В частности, после длительного перерыва активизировалась работа по созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Учитывая неоднозначный прежний опыт, была проведена оценка эффективности существующих ОЭЗ. Появилась межведомственная рабочая группа по вопросам создания ОЭЗ. Утверждены три новые ОЭЗ – в Башкортостане, Нижегородской и Саратовской областях, а также идет рассмотрение заявок по ряду других ОЭЗ.
Задачи по повышению инвестиционной привлекательности регионов решаются с задействованием различных инструментов. Одним из них являются технопарки. И здесь началась разработка пилотного проекта технопарка в депрессивной Ивановской области, который не просто призван оживить традиционную для региона текстильную отрасль. Речь идет об инновационном решении, когда технопарк станет крупным межрегиональным логистическим центром, связанным с бурно развивающейся онлайн-торговлей.
Одновременно с этим продолжается целенаправленное создание нового приоритетного направления в региональной политике страны – арктической политики. Здесь приняты все основополагающие нормативные акты, определяющие и стратегические цели арктической политики, и выгодные условия ведения хозяйственной деятельности, нацеленные на привлечение инвесторов. Правительство же занимается реализацией принятых решений, работой с инвесторами и созданием нового института развития – Фонда развития Арктической зоны РФ.
При этом никто не забывает о важности возникшего ранее дальневосточного направления, тем более учитывая возникающие там проблемы в общественно-политической сфере. И как раз учитывая эти проблемы, дальневосточная политика нуждается в своей перезагрузке, с тем чтобы уточнить ее цели и задачи, усилить в них социальную составляющую. В настоящее время, согласно поручению президента, правительство занято разработкой Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Параллельно Центр продолжает выделять регионам Дальнего Востока немалую финансовую помощь, в том числе на социальное развитие определенных ранее центров экономического роста.
Серьезной ревизии подвергается и политика в отношении Северного Кавказа, которая перешла в ведение Минэкономразвития. Здесь также заново определяются приоритетные стратегические задачи, оживляется работа институтов развития, а в регионах проходят содержательные обсуждения. Ожидается и качественное обновление стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Политика, направленная на создание точек роста в регионах, становится одним из ключевых направлений в деятельности правительства во главе с Мишустиным. И примеры ОЭЗ, технопарков, арктических и дальневосточных проектов ее не исчерпывают. Не стоит забывать, что правительство занято реализацией Стратегии пространственного развития страны, которая призвана ускорить социально-экономическое развитие городов и городских агломераций, являющихся или способных стать центрами экономического роста. Тем самым новое правительство, несмотря на необходимость постоянно держать на контроле борьбу с пандемией, сумело продумать и организовать работу с регионами на длительную перспективу, которая только начинается.
комментарии(0)