0
4789
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

21.07.2020 14:45:00

Сможет ли схимонах Сергий Романов стать вождем протеста

Появились признаки консолидации маргинальных оппозиционеров вокруг мятежного «старца»

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: Cхимонах Сергий, общество, религия, церковь, протест


Cхимонах Сергий, общество, религия, церковь, протест Фото со страницы Среднеуральского женского монастыря в социальной сети.

Cхимонах Сергий (Романов) из Среднеуральского женского монастыря продолжает записывать видеообращения с нападками на РПЦ и государство и получает поддержку со стороны разнообразных критиков государственного строя России, чья позиция выражается в крайне маргинальной и эксцентричной форме. Схимника поддержал полковник в отставке Владимир Квачков, осужденный в 2010 году за подготовку вооруженного мятежа. Квачков назвал Романова патриархом Гермогеном наших дней и получил от нового друга благословение на «ратный подвиг». На защиту уральского старца встали участники организации «Правительство СССР», которые все еще верят в существование Советского Союза и считают себя его законными властями. Вокруг фигуры Романова собирается воинство фриков. Что влечет их к бывшему схиигумену? Сможет ли опальный «старец» объединить этих социальных аутсайдеров в одно мощное протестное движение?

«У фриков есть стадный инстинкт, они ищут какого-то альфа-фрика, коим сегодня и выступает Сергий Романов», – сказал «НГ» профессор МГЛУ Роман Силантьев. «Фрики ищут себе героя более яркого, чем они сами», – добавил Силантьев. Чудаков за последние годы не стало больше, однако в условиях пандемии они значительно активизировались, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «В условиях, когда люди растеряны, всегда идет активизация фриков. Они предлагают достаточно простые решения проблем, которые легко воспринимаются народом. Но эти люди очень разные. Им в принципе очень трудно объединиться, и их сообщество постоянно находится в броуновском движении. Кто-то из них видит Россию церковной страной с православным царем-монархом во главе. И для них нынешняя Россия неприемлема, а приемлема Россия Ивана Грозного. Другим, напротив, ближе Сталин. Сергий Романов как раз их и привлек тем, что сумел просто решить сложные вопросы. У него и Иван Грозный, и Николай II, и Сталин – все патриоты. Все они государственники, все они за великую Россию и за традиционную нравственность. Романов очень умело интегрирует все эти компоненты, поэтому к нему и идут», – сказал «НГ» политолог.

«Причин, по которым именно к Романову сегодня стекаются самые разнообразные фрики, несколько, – заметил в беседе с «НГ» специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ Роман Сафронов. – Прежде всего он сам себя провозгласил лидером, и те, кто желает сегодня быть в подчинении у какой-то сильной фигуры, к нему потянулись. Сергий заявляет, что он сам никому не подчиняется, – это еще один плюс для тех, кто хочет показать свое несогласие с нынешней церковной и государственной властью. При этом в обществе не становится ни больше, ни меньше фриков. Однако когда подобное поведение не поощряется и на него не обращают внимания, фриковость уходит на обочину общественной жизни, а если ее поощряют – активизируется».

Руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в разговоре с «НГ» предположил, что именно собственная фриковость мешает Романову стать лидером массового протестного движения: «Известно, что среди духовных чад схиигумена были представители разного рода силовых структур. Однако в силу своей радикальности большинство идей, которые проповедовал Романов раньше, он довел до такого абсурда, что они уже не могут всерьез быть восприняты широкими слоями православных консерваторов. С одной стороны, при всем своем критическом отношении к патриарху и власти они не готовы порвать с РПЦ. С другой – не готовы становиться потенциальными государственными преступниками, как Квачков. А Сергий Романов своими гротескными высказываниями де-факто именно этого и требует от своих последователей. И очевидно, что это не может стать основанием для какого-то большого и серьезного движения. Скорее вокруг Сергия Романова возможно создание некоего виртуального пространства. Да и сама фриковость Романова нужна прежде всего медийному пространству».

«Как только окружающие Романова фрики начнут коммуницировать уже не с отцом Сергием, а друг с другом, тут и возникнут проблемы у этого сообщества и движения. Там сегодня собрались очень разные люди. Для кого-то окажется неприемлемой монархическая Россия, для кого-то красная Россия, кто-то будет выступать за Николая II, кто-то за Сталина. И все это очень скоро выльется во внутренние разборки. Поэтому поднять прихожан на борьбу с епископатом Романову в серьезных масштабах не удастся. Если необходимо будет встать и пойти на защиту Романова, слушатели его проповедей останутся дома. Это было хорошо видно, когда был церковный суд над Сергием. Поддержать его пришло около сотни человек. Это очень мало с учетом того, что Екатеринбург – город-миллионник», – заметил Алексей Макаркин.

«Поскольку фрики – это люди со специфическими психическими состояниями, то сказать, сколько продлится почитание Романова, трудно, – говорит Роман Силантьев. – Например, монастырь Эсфигмен на Афоне в подобном состоянии живет десятилетиями. С другой стороны, в случае Романова это не будет длиться слишком долго. Романов уже провозгласил себя патриархом и царем, осталось пройти еще две стадии: объявить себя богом-императором, а потом и существом выше Бога. Прецеденты были. Лидер секты «Правительство СССР» Сергей Тараскин провозглашал себя богом-императором, а отсидевший бог Кузя (Андрей Попов) заявлял, что он выше Бога. Более того, в самой секте Романова давно идет борьба за власть. Например, Сергей Алиев, который некогда был самым известным пиарщиком Романова, сегодня предан анафеме и объявлен провокатором, а его место занял Всеволод Могучев – политический активист, которому неважно, за кого, но важно, чтобы была какая-то движуха. У Романова собираются люди, которые одновременно и за Сталина, и за Николая II, но против Ленина и Маркса. И это нормально. У нас есть целые блоки конспирологии, которые объединяют людей совершенно разных взглядов по какому-то одному признаку. Например, по словам «5G», «фейковая пандемия» или «жидомасонское правительство». И когда эти товарищи слышат подобные словосочетания, у них «обостряется дискурс», что позволяет им вместе какое-то время сосуществовать. Но затем они так же быстро начинают воевать между собой. А чтобы секта была жизнеспособной, ей необходимо предложить какое-то позитивное решение. У Романова я вижу только «анти». И пока не появится хоть какое-то конструктивное наполнение его идей, никаких перспектив у движения нет», – заключил религиовед.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аргентинские студенты протестуют против шоковой терапии

Аргентинские студенты протестуют против шоковой терапии

Данила Моисеев

Жесткие реформы президента Хавьера Милея вызвали неоднозначную реакцию в стране

0
1325
Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
1497
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
2211
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
977

Другие новости