Фото Агентства "Москва"
С 1 сентября 2020 года в России начинается очередной широкомасштабный эксперимент в образовании. На этот раз модернизации подвергнется общее образование, среднее профессиональное, дополнительное профессиональное, дополнительное образование детей и взрослых. Обнародован проект постановления правительства РФ «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды…». Основные ответственные за проведение эксперимента – Министерство просвещения и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Именно этой связке поручается обеспечить «проведение оценки хода и результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации до 1 октября и до 1 апреля ежегодно; не позднее 60 дней со дня завершения эксперимента осуществить оценку результатов эксперимента и представить соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации с необходимыми предложениями».
Документ достаточно объемный, но суть его – создание в стране единой цифровой образовательной среды (ЦОС). Среди участников этой ЦОС, помимо упомянутых министерств и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, не забыты «в том числе обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), образовательные организации, потребители контента, поставщики контента и образовательных сервисов – на добровольной основе».
Любой из указанных участников, при выполнении некоторых требований идентификации и безопасности, волен будет пользоваться ресурсами ЦОС. А ресурсы эти предполагаются немалыми. Они включают в себя, например, «данные участников ЦОС – информация о физическом и (или) юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками ЦОС и информацию о таком взаимодействии, в том числе о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках». Цель, конечно, благородная – обеспечить равные условия для получения качественного образования детей вне зависимости от места их проживания.
Кроме того, ЦОС должна включать в себя материально-техническое оснащение образовательных организаций, ИКТ-инфраструктуру образовательных организаций; государственные и иные информационные системы, сервисы и ресурсы, интегрируемые с платформой ЦОС; образовательные сервисы. И как вишенка на торте – «цифровые видеотрансляции, в том числе позволяющий осуществлять в режиме реального времени мониторинг организации в образовательных организациях безопасного образовательного процесса».
Это нечто большее, чем просто оснащение школ современным презентационным оборудованием и обеспечение их скоростным доступом в Интернет: 100 Мбт/с – для городских школ; 50 Мбт/с – для сельских. Тут задача ставится глобальнее – унификация и автоматизация образовательных процессов, «включая деятельность образовательных организаций», апробация технологий автоматизированного проведения независимых диагностик качества образования; организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (электронного документооборота; электронных дневника, журнала, расписания; электронной библиотеки; учета освоения дополнительных общеобразовательных программ; учета достижений обучающихся)… В общем, тотальный цифровой учет и контроль в режиме реального времени.
И хотя разработчики настаивают, что все это делается исключительно ради повышения качества образовательных услуг населению (участникам ЦОС), сейчас, конечно, невозможно сказать, чем и как это обернется на практике. Собственно, ради этого и предлагается провести трехлетний эксперимент.
Вот это и смущает больше всего. Чтобы оценить эффективность (или неэффективность) той или иной инновации в образовании, а тем более такой радикальной инновации, как ЦОС, нужно 10–15 лет минимум. Нужно, чтобы отучилось в этих модернизированных условиях и вступило в активную социальную и экономическую жизнь целое поколение школьников. А лучше – два.
Напомню, эксперимент при введении ЕГЭ, формально говоря, длился семь лет – с 2001 по 2008 год. Министр образования РФ Владимир Филиппов начинал с пяти «подопытных» регионов. Собственно, экспериментом все это трудно было назвать. В 2005 году в ЕГЭ участвовали уже 78 субъектов Федерации; в 2006-м – 80.
Нынешний, не менее масштабный, чем ЕГЭ, эксперимент с внедрением ЦОС «упаковали» в еще более короткие сроки – 2020–2022 годы. И сразу – на 14 субъектах Федерации: Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская области, Кемеровская область – Кузбасс, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.
И хотя это нигде не отмечается в постановлении, но очевидно, что фоном ко всему этому идет стремление перевести школьное образование по максимуму в онлайн-режим (апробация «организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения»). Это, возможно, и неплохо, с учетом полученного во время коронакризиса опыта. Но не исключен и вариант, что такая онлайнизация приведет к деградации того, что еще осталось от общего образования после введения ЕГЭ. Компетенций одних IT-специалистов здесь явно недостаточно. Нужно услышать обоснованное экспертное мнение педагогов, психологов, физиологов и даже социологов. Но, на мой взгляд, тенденция уже очевидна…
Можно предположить, что через некоторое время очной останется только начальная школа (до 4-го класса). Потом и ее переведут сначала на гибридную форму преподавания, а потом нам сообщат: эксперимент оказался настолько удачным и дети настолько подготовленными приходят к началу обучения, что первоклашкам достаточно показать школу один раз – 1 сентября. Провести в этот День знаний для них очный ритуал инициализации, устроить праздник «Первый звонок». А дальше – все в Сеть!
комментарии(0)