0
4848
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

14.07.2020 20:25:00

Первый звонок может оказаться и последним

Перевод в онлайн-режим всего общего и среднего специального образования – вопрос времени

Тэги: образование, эксперимент, модернизация, цифровизация, первый звонко


образование, эксперимент, модернизация, цифровизация, первый звонко Фото Агентства "Москва"

С 1 сентября 2020 года в России начинается очередной широкомасштабный эксперимент в образовании. На этот раз модернизации подвергнется общее образование, среднее профессиональное, дополнительное профессиональное, дополнительное образование детей и взрослых. Обнародован проект постановления правительства РФ «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды…». Основные ответственные за проведение эксперимента – Министерство просвещения и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Именно этой связке поручается обеспечить «проведение оценки хода и результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации до 1 октября и до 1 апреля ежегодно; не позднее 60 дней со дня завершения эксперимента осуществить оценку результатов эксперимента и представить соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации с необходимыми предложениями».

Документ достаточно объемный, но суть его – создание в стране единой цифровой образовательной среды (ЦОС). Среди участников этой ЦОС, помимо упомянутых министерств и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, не забыты «в том числе обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), образовательные организации, потребители контента, поставщики контента и образовательных сервисов – на добровольной основе».

Любой из указанных участников, при выполнении некоторых требований идентификации и безопасности, волен будет пользоваться ресурсами ЦОС. А ресурсы эти предполагаются немалыми. Они включают в себя, например, «данные участников ЦОС – информация о физическом и (или) юридическом лице в электронной форме, представленная в рамках его участия в образовательном процессе, включающая видео- и аудиозаписи, хронологию взаимодействия с другими участниками ЦОС и информацию о таком взаимодействии, в том числе о результатах обучения, полученных квалификациях, о трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках». Цель, конечно, благородная – обеспечить равные условия для получения качественного образования детей вне зависимости от места их проживания.

Кроме того, ЦОС должна включать в себя материально-техническое оснащение образовательных организаций, ИКТ-инфраструктуру образовательных организаций; государственные и иные информационные системы, сервисы и ресурсы, интегрируемые с платформой ЦОС; образовательные сервисы. И как вишенка на торте – «цифровые видеотрансляции, в том числе позволяющий осуществлять в режиме реального времени мониторинг организации в образовательных организациях безопасного образовательного процесса».

Это нечто большее, чем просто оснащение школ современным презентационным оборудованием и обеспечение их скоростным доступом в Интернет: 100 Мбт/с – для городских школ; 50 Мбт/с – для сельских. Тут задача ставится глобальнее – унификация и автоматизация образовательных процессов, «включая деятельность образовательных организаций», апробация технологий автоматизированного проведения независимых диагностик качества образования; организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (электронного документооборота; электронных дневника, журнала, расписания; электронной библиотеки; учета освоения дополнительных общеобразовательных программ; учета достижений обучающихся)… В общем, тотальный цифровой учет и контроль в режиме реального времени.

И хотя разработчики настаивают, что все это делается исключительно ради повышения качества образовательных услуг населению (участникам ЦОС), сейчас, конечно, невозможно сказать, чем и как это обернется на практике. Собственно, ради этого и предлагается провести трехлетний эксперимент.

Вот это и смущает больше всего. Чтобы оценить эффективность (или неэффективность) той или иной инновации в образовании, а тем более такой радикальной инновации, как ЦОС, нужно 10–15 лет минимум. Нужно, чтобы отучилось в этих модернизированных условиях и вступило в активную социальную и экономическую жизнь целое поколение школьников. А лучше – два.

Напомню, эксперимент при введении ЕГЭ, формально говоря, длился семь лет – с 2001 по 2008 год. Министр образования РФ Владимир Филиппов начинал с пяти «подопытных» регионов. Собственно, экспериментом все это трудно было назвать. В 2005 году в ЕГЭ участвовали уже 78 субъектов Федерации; в 2006-м – 80.

Нынешний, не менее масштабный, чем ЕГЭ, эксперимент с внедрением ЦОС «упаковали» в еще более короткие сроки – 2020–2022 годы. И сразу – на 14 субъектах Федерации: Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская области, Кемеровская область – Кузбасс, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.

И хотя это нигде не отмечается в постановлении, но очевидно, что фоном ко всему этому идет стремление перевести школьное образование по максимуму в онлайн-режим (апробация «организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения»). Это, возможно, и неплохо, с учетом полученного во время коронакризиса опыта. Но не исключен и вариант, что такая онлайнизация приведет к деградации того, что еще осталось от общего образования после введения ЕГЭ. Компетенций одних IT-специалистов здесь явно недостаточно. Нужно услышать обоснованное экспертное мнение педагогов, психологов, физиологов и даже социологов. Но, на мой взгляд, тенденция уже очевидна…

Можно предположить, что через некоторое время очной останется только начальная школа (до 4-го класса). Потом и ее переведут сначала на гибридную форму преподавания, а потом нам сообщат: эксперимент оказался настолько удачным и дети настолько подготовленными приходят к началу обучения, что первоклашкам достаточно показать школу один раз – 1 сентября. Провести в этот День знаний для них очный ритуал инициализации, устроить праздник «Первый звонок». А дальше – все в Сеть! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11885
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
7967
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
14132
Большим городам обещают юридические кварталы

Большим городам обещают юридические кварталы

Екатерина Трифонова

Госпрограмму "Юстиция" модернизировали под самые современные тренды

0
2447

Другие новости