Фото Francois Pauletto/Anadolu Agency via Getty Images
Во Францию возвращается политика по мере того, как страна входит в более или менее нормальный стиль жизни после пандемии коронавируса. 28 июня состоялся второй тур муниципальных выборов, 3 июля правительство во главе с Эдуаром Филиппом подало в отставку, и в тот же день на пост премьер-министра был назначен Жан Кастекс, а 6 июля объявлен новый состав кабинета.
Напомню, что до начала эпидемии ситуация во Франции складывалась напряженная. Позиции Эмманюэля Макрона были шаткими. Его президентство отмечено двумя мощнейшими политическими кризисами: протестным движением «желтых жилетов» и забастовками по поводу пенсионной реформы. Рейтинг поддержки Макрона опустился на уровень менее 30%.
Пандемия и вызванный ею кризис только усугубили ситуацию. Почти 30 тыс. умерших. Шок у людей, которые были уверены, что во Франции самая лучшая система здравоохранения. Экономические последствия кризиса тоже будут катастрофическими: ожидается 1,5 млн новых безработных в дополнение к имеющимся 3 млн. Это перечеркнет те неплохие экономические результаты, которые были достигнуты Макроном, когда государство решило поддержать людей, взяв на себя выплату зарплат в частном секторе. Для Парижа это обернется ростом госдолга на 20% от ВВП.
В таком сложном контексте прошел второй тур муниципальных выборов, которые считаются самыми важными после президентских. Они отличились, во-первых, низкой явкой – чуть более 40% по сравнению с обычной в 60–70%. Традиционно политизированное население уже не верит в то, что можно что-то изменить голосованием.
Во-вторых, видимым, но при этом поверхностным итогом представляется победа зеленых, которые выиграли в целом ряде крупных городов – Марселе, Бордо, Лионе, Безансоне, Страсбурге, Гренобле. Но «зеленая волна» не охватила средние и малые города – а это уже другая социология.
В-третьих, эти выборы – полный провал правящей партии, которой за весь срок президентства Макрона не удалось закрепиться на местах. Другим проигравшим стало «Национальное объединение» под руководством Марин Ле Пен, потерявшее половину своих соратников.
Как ни странно, реальными победителями стали «Республиканцы» и Социалистическая партия, то есть главные жертвы президентской гонки 2017 года. Тогда они не смогли пройти во второй тур. Этот момент может быть предвестником возвращения Франции к старому водоразделу «правые-левые».
Макрон должен был показать, что учитывает новый контекст. Самый очевидный выход – освежить свою команду. И здесь встала дилемма: поменять несколько самых слабых министров или отправить в отставку премьера Филиппа? Он был популярнее президента, что само по себе представляло проблему для Макрона. В результате Макрон назначил на пост премьера малоизвестного Жана Кастекса.
В биографии Кастекса фигурирует, с одной стороны, работа заместителем главы президентской администрации Николя Саркози и главным помощником министра здравоохранения Ксавье Бертрана. С другой стороны, у Кастекса есть еще и политический опыт: он был мэром города Прад. Этим назначением Макрон хотел убить нескольких зайцев: восстановить отношения с народом, «глубинной» Францией, и продолжить ослабление «Республиканцев», переманивая их отдельных представителей. А то, что Кастекс в последнее время отвечал за снятие карантина, обозначает и цель его назначения – преодоление экономических последствий коронакризиса.
При этом Макрон избавился и от самого скандального министра, который тянул вниз его рейтинг – главы МВД Кристофа Кастанера. Но в целом новых лиц среди министров нынешнего кабмина мало. Самым обсуждаемым стал министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти – адвокат, неделю назад критиковавший прокуратуру и власть за «дело Фийона». Это свидетельствует о кадровом голоде: никто не хочет на «Титаник» к Макрону. В новом правительстве нет тяжеловесов, которые помогли бы президенту в сложившейся ситуации.
И смена правительства, и личность нового премьера показывают, что Макрон дрейфует в сторону правоцентристов. И делается это с расчетом на президентские выборы 2022 года. В реальности у Макрона и правительства остается всего 16 месяцев на нормальную работу, так как страна вступит в избирательную кампанию осенью 2021-го.
На выборах Макрон надеется на повторение поединка с Ле Пен и делает все, чтобы она стала его соперником. Социологические опросы июня показывают, что именно у них сейчас самые большие шансы и что победит Макрон – 55% против 45% (хотя это уже не 66% к 34%, как три года назад). Впрочем, три четверти французов не хотят повторения такого поединка. Кроме того, кандидаты в президенты во Франции окончательно вырисовываются за 4–5 месяцев, а сценарии, которые пишутся за два года, никогда еще не осуществлялись.
Левые силы, которые раздроблены на партию «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона, «зеленых» и социалистов, могут объединиться и выставить единого кандидата (вместе же эти партии представляют треть электората). Таким кандидатом может стать, например, переизбранная Анн Идальго, мэр Парижа. Со стороны правых сил в последнее время активную деятельность развивает уже упомянутый Ксавье Бертран, ныне глава всего северного региона О-де-Франс.
Неизменным в этой пертурбации остался внешнеполитический блок и личности отвечающих за него министров: главой МИДа переназначен Жан-Ив Ле Дриан, а министром обороны – Флоранс Парли, атлантисты и сторонники единой Европы. Это показывает, что Макрон хочет ускорения европейской интеграции и сближения с Германией, пользуясь только что начавшимся периодом ее председательства в ЕС. Сейчас развернется битва вокруг плана помощи в размере 750 млрд евро. От того, удастся ли Макрону и канцлеру ФРГ Ангеле Меркель убедить ЕС в его принятии, зависит будущее восприятие ЕС и самой идеи европейской интеграции во всех странах, в том числе во Франции. Ведь в начале пандемии Евросоюз продемонстрировал свою недееспособность, а страны-члены в эгоистическом порыве спасали каждая сама себя.
На внешнеполитическом направлении Макрон крайне озабочен разворачивающейся конфронтацией как с США, так и с Китаем. А чего ждать от Макрона до конца его президентского срока в отношении Москвы?
Все помнят его амбициозную новую российскую политику, идею видеть Францию «привилегированным собеседником» России от лица Европы. Он хотел остановить дрейф России в сторону Китая, подчеркнув ее европейские традиции и географическую принадлежность. Макрон не оставил эти планы. Но практических результатов пока мало. На этой почве оппоненты его «новой политики» поднимают головы и начинают критиковать саму идею диалога с Москвой. В этом контексте особенно важное значение будет иметь визит Макрона в Россию, который состоится в конце лета или в начале осени.
Париж
комментарии(0)