Фото Getty Images / Jeff J Mitchell
В начале было слово. Сначала робко, а потом все более откровенно в России, да и в мире в целом, разворачивается кампания по реабилитации Средневековья. Дескать, и костры инквизиции горели не так жарко, и нравственные ценности были в чести.
В августе 2018 года патриарх Кирилл поучал православную молодежь: «Замечательная эпоха Византии, замечательная эпоха духовного возрождения Западной Европы, особенно во второй половине первого тысячелетия, были связаны с теоцентризмом». Затем, по мысли главы РПЦ, гармония была разрушена наступившим Ренессансом, который на место Бога в центре жизни поставил человека, его интересы, потребности и права. «Это на самом деле было возрождение языческой культуры, и вместе с этим возрождением культуры Бог ушел из центра человеческой жизни и снова в этот центр пришел человек», – говорил патриарх. Человечество с тех пор сбилось с курса и докатилось до ужасов постмодернизма и либерализма, когда человеческая личность стала мерилом всего, утверждает религиозный лидер.
Слово не расходится с делом. Российские суды принимают во внимание положения вселенских соборов Церкви при рассмотрении уголовных дел о «богохульстве», правоохранители опровергают достоверность информации в проповедях священнослужителей о скором пришествии Антихриста. По предложению патриарха Кирилла упоминание Бога было предложено добавить в пакет поправок к Конституции. Правда, творцы поправок приняли компромиссный вариант: Бог присутствует в Основном законе не непосредственно, а как основополагающий элемент мировоззренческого наследия предков. В чем же особенности такого мировоззрения?
Патриарх прав: начиная с эпохи Возрождения человечество долго и мучительно идет к абсолютизации человека, его жизни, благополучия и достоинства. О том, чего удалось достичь, убедительно свидетельствует реакция на пандемию вируса SARS-СoV-2. Трудно в это поверить, но еще полвека назад цивилизация с легкостью воспринимала потери от заражений, сопоставимых с нынешней пандемией коронавируса. В 1957 году по миру прокатилась волна так называемого азиатского гриппа, которая предположительно пришла из Китая, перекинулась на Европу, а затем унесла сотни тысяч жизней в США. Всего около 2 млн жертв. Не правда ли, напоминает сегодняшний день? Но тогда правительства стран не стали принимать такие беспрецедентные меры, как в наши дни. То, что болезнь уносит слабых и старых, еще недавно казалось естественным делом. Это и есть отголоски архаики, когда человек был жертвой роковых сил. Бог дал – Бог взял!
Сегодня мы наблюдаем апогей антропоцентризма: врачи борются за каждую человеческую жизнь, овациями провожают из больниц 90-летних стариков, победивших вирус. Нравственной дилеммой становится выбор, кому дать доступ к аппаратам искусственной вентиляции легких. Раньше бы и не задумались: конечно, тем, кто моложе и перспективнее. А сейчас этот выбор вызывает душевные муки, и правительства идут на миллиардные убытки, чтобы спасти каждую, даже слабо тлеющую жизнь.
Нас призывают возвратиться к той системе ценностей, которая царила в Средневековье. Но вместе с ней возрождаются и самые мрачные образы Темных веков. В начале пандемии коронавируса в ходу были шутки про средневековых докторов в противочумных масках с птичьими носами. Советовали читать «Чуму» Альбера Камю. В этом виделось осознание превосходства: нас терзает вирус, более изощренное создание, чем какая-то чумная палочка, с которой человечество давно и успешно научилось справляться.
Поневоле станешь фаталистом: вернувшись в нашу жизнь, Господь Бог, кажется, решил нас всех испытать по полной программе, словно бы воспроизводя Средние века во всей их красе. Он и правда вернул бубонную чуму, которая идет по пятам коронавируса. Сначала это воспринималось как курьез, как попытка журналистов-новостников выудить хоть что-то, что способно пощекотать наши загрубевшие нервы. В Монголии чумной палочкой заразился какой-то скотовод, зачем-то съев больного сурка. Прошло совсем немного времени, и новое заражение преодолело границы государств. Инфицированный чумой человек обнаружен во Внутренней Монголии, провинции Китая. Власти уже объявили в отдельном районе третий уровень эпидемиологического предупреждения. Поговаривают об угрозе соседнему Алтаю. Не буди лихо, как говорится…
Речь об эпидемии чумы пока не идет, но поражает символизм происходящего. Накликали Темные века – и вот они возрождаются уже наяву, а не только в мечтаниях реконструкторов и обожателей прошлого. В 1346 году Черную смерть с территории Китая принесли в Европу монгольские завоеватели, которые осаждали Кафу (Феодосию) в Крыму, перебрасывая через стены тела своих умерших от чумы воинов. Сегодня чумная палочка не нуждается ни в завоеваниях, ни в средневековой жестокости. Путей распространения инфекции и так предостаточно, даже невзирая на перекрытые из-за коронавируса границы.
Но опасны не только микроорганизмы. Человечеству угрожает пандемия пренебрежения к современным ценностям, которые превыше всего ставят человеческую жизнь. Кропотливая реконструкция средневекового сознания, которой занимаются консервативные политические силы, вкупе с возрождением первобытного страха перед непостижимой силой природного зла могут вернуть к жизни многие предрассудки Темных веков. Чего же нам теперь ждать? Охоты на ведьм? Инквизиции? Как мы убедились за последние месяцы, все возможно, даже самое невероятное.
Впрочем, сами служители прошлого испугались того, что накликали. Ожидается, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вскоре своим указом превратит византийский собор Святой Софии в Стамбуле из музея в действующую мечеть. Такое право главе государства дал высший судебный орган Турции. С выражениями протеста выступили политические и духовные лидеры, в том числе верхушка Русской православной церкви. Примечательный аргумент против замыслов Эрдогана привел митрополит Иларион (Алфеев). «Нельзя сейчас возвращаться к временам Средневековья», – сказал главный дипломат РПЦ. Нельзя, понимаете!
комментарии(1)
0
Максим 20:06 07.07.2020
Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет.