0
3947
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

29.06.2020 19:55:00

"Транснефть" как коллективный Рокфеллер

Антирыночная позиция монополий наносит урон конкурентоспособности всей национальной экономики

Никита Кричевский

Об авторе: Никита Александрович Кричевский – доктор экономических наук, профессор.

Тэги: транснефть, максим гришанин, тарифы, нефть


транснефть, максим гришанин, тарифы, нефть Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Государственная монополия «Транснефть» после предъявления обоснованных претензий за непомерные тарифы в условиях ухудшившейся конъюнктуры решила, как бы это помягче, огрызнуться. Первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин привел корпоративные контраргументы против снижения тарифов на прокачку нефти.

Огрызнуться получилось не очень. Да что там «не очень», лучше бы он этого не делал.

«Транснефть» – компания, на 78% принадлежащая государству, и Гришанин это несколько раз подчеркивает. Тем самым как бы постулируется государственнический подход к хозяйственной деятельности. На деле же аргументация приводится в духе условной Standard Oil Джона Рокфеллера накануне принятия антитрестовского закона Шермана.

Доля государства – 78%? Хорошо, но почему тогда другие компании с госучастием выплачивают дивиденды вовремя и в полном объеме, а «Транснефть» при завышенном тарифе просит отсрочку на их выплату аж на три года?

И это в ситуации, когда бюджетные расходы на ликвидацию экономических последствий коронавирусной пандемии поистине беспрецедентны. Не вяжется как-то.

Еще одно соображение. При определяющей доле государства налоговые выплаты «Транснефти» по удельному весу значительно уступают нефтяным компаниям. А дивиденды в пользу прочих акционеров за 2019 год в процентном отношении от всех платежей государству в «Транснефти» могут достичь 11%, тогда как, например, у «Газпрома» - всего 7%.

Так что с государственничеством у «Транснефти» не срастается.

В полемике Гришанин нередко опускается к малопочтительным доводам в стиле ad hominem («на себя посмотрите»), которые у любого эксперта вызывают стойкое неприятие. Так, первый вице-президент ссылается на налоговые льготы нефтяников. Однако, отметим, что все льготы нефтяникам целевые и имеют ограничения по сроку действия и объемам, а многие, как по Самотлору, уже дают существенную отдачу.

В свое время «Транснефть» для обеспечения финансирования строительства трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) получила узаконенный инвестиционный компонент к тарифам. Теперь же, когда ВСТО введен в эксплуатацию, монополия пытается перевести временную надбавку в бессрочную.

Тот факт, что значительное привлечение инвестиций трубопроводной монополии ныне уже не требуется, подтверждается корпоративным бюджетированием. Так, доля инвестиций в новые проекты «Транснефти» в 2020 году планируется на уровне 1,5%, а в 2021–2024 годах – и вовсе 1,0%. Тогда как в 2013 году удельный вес инвестиций составлял целых 56%.

Понятно, что в предыдущие годы российские нефтяники сообща (и не ропща) финансировали экспортно ориентированный проект государственной важности, но сейчас-то что за напасть? Неуемные аппетиты отбившегося от государственных рук руководства?

Причем для финансирования строительства трубопровода ВСТО помимо инвестиционной надбавки в феврале 2009 года был привлечен кредит Китайского банка развития в сумме 10 млрд долл., срок погашения которого определен в 2029 году. Не станем говорить, что на протяжении первых 10 лет значительная часть кредита болталась на балансе мертвым грузом, скажем лишь, что «Транснефть» без видимых усилий вернула ссуду… в 2018 году. Хотя ее об этом никто не просил.

Кстати, о 2018 годе. В сентябре того года «Транснефть» приобрела контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), аккуратно выразимся, не совсем профильного для себя актива. Точнее, не «Транснефть» приобрела, а все нефтяники страны, скинувшись, выкупили тот пакет.

А в марте 2017 года «Транснефть» осуществила еще одно приобретение: закрытый паевой инвестиционный фонд «Газпромбанк-Финансовый», владеющий префами… самой «Транснефти». Хитрецы, что говорить. Но почему Гришанин упустил редкую возможность погордиться корпоративной удалью?

«Транснефть» и Standard Oil эпохи судебных разбирательств сближает и тактика откровенного передергивания фактов. Приведу два подтверждения.

Государственная монополия не соглашается с тем, что весной этого года стоимость ее транспортировки превысила 30% от цены на нефть. Но как она это делает? Приводит данные за январь (5,8%) и июнь (8,2%). Весенних месяцев для «Транснефти» в этом году как будто не было.

Или рассуждения о доходности бизнеса. «Транснефть» сетует, что с января 2016 года по конец 2019 года ее чистая прибыль снизилась на 23%, тогда как у нефтяных компаний она существенно увеличилась. Однако если взять не в пример более иллюстративный показатель EBITDA, то получится, что за тот же период данный индикатор у «Транснефти» вырос на 19%. А как трубопроводные монополисты снижали показатели чистой прибыли, лучше спросить у них самих.

…Сравнение «Транснефти» со Standard Oil, конечно, относительное. В США была частная монополия, у нас государственная. В США детище Рокфеллера подверглось принудительному разукрупнению, у нас разговора об этом быть не может. В США делался акцент на преступном характере препятствования свободе торговле, в России – о непомерных амбициях отдельного наемного менеджмента.

Роднит же их то, что и в том и в другом случае антирыночная позиция монополий наносит серьезный урон развитию и конкурентоспособности всей национальной экономики. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1014
"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

Елена Крапчатова

Компания представила коллегам новейшее программное обеспечение, позволяющее не зависеть от иностранных поставщиков

0
2236
Белых медвежат в Якутском зоопарке назвали Вилюй и Яна

Белых медвежат в Якутском зоопарке назвали Вилюй и Яна

Татьяна Астафьева

Компания "Роснефть" продолжает опекать и исследовать крупнейших наземных хищников

0
3990
Разовые доходы обеспечили Минфину бюджетное благополучие

Разовые доходы обеспечили Минфину бюджетное благополучие

Михаил Сергеев

Мексиканская нефть поднимет цену барреля выше 100 долларов

0
2582

Другие новости