Фото Pixabay.com
Несмотря на заметное очищение избирательного процесса от ранее судимых кандидатов (в прошлогодних выборах всех уровней участвовали 350 таких персон), партия «Единая Россия» решила в очередной раз отсеять кандидатов на государственные (муниципальные) должности, когда-то преступивших уголовный закон. Именно по инициативе ЕР появился Федеральный закон от 23.05.2020 № 153-ФЗ, существенно расширивший перечень исключений из принципа всеобщности пассивного избирательного права. Наряду с экстремистами досталось и бизнесменам.
Согласно закону, не имеют права быть избранными граждане, осужденные к лишению свободы за совершение отдельных преступлений средней тяжести и имеющие на день голосования неснятую или непогашенную судимость. При этом они не смогут избираться до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. По этим статьям, согласно УК, судимость погашается спустя три года после отбытия наказания. То есть ранее судимый кандидат не покинет «скамейку запасных» в течение восьми лет!
До недавнего времени запрет на участие в выборах («криминальный фильтр») касался лишь осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, до истечения соответственно 10 и 15 лет со дня снятия или погашения судимости. Кроме того, не вправе баллотироваться на выборные должности лица, осужденные за экстремистские преступления или административно наказанные за пропаганду нацистской символики и распространение экстремистских материалов.
Среди 55 статей Уголовного кодекса, которые могут закрыть россиянам дверь в «большую политику», оказалось немало экономических составов. В частности: ч. 2 и 5 ст. 159 (мошенничество), ч. 2 ст. 159.3 (мошенничество с использованием электронных средств платежа), ч. 2 ст. 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации), ч. 3 ст. 174 (легализация денежных средств), ч. 2 ст. 189 (незаконный экспорт из России или передача сырья и технологий для создания вооружений), ч. 1 ст. 200.2 (контрабанда алкогольной и табачной продукции), ч. 1.1 ст. 258.1 (незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных). Ряд этих деяний встречались в анкетах будущих региональных политиков.
По подсчетам Судебного департамента при Верховном суде России, в минувшем году только по этим составам осудили в общей сложности более 9 тыс. человек. Большая часть из них – мошенники и растратчики. Правда, далеко не все осужденные отправились за решетку. Не знаю, скольким из них придет на ум баллотироваться в органы власти, но после принятия закона № 153-ФЗ им явно придется повременить с этим.
Заинтересованность авторитетных бизнесменов в депутатском мандате обусловлена рядом мощных стимулов: желание оградить себя от уголовного преследования за предшествующую и будущую преступную деятельность; получение многочисленных и весомых привилегий; укрепление деловых связей, наконец – личными амбициями.
Не менее заинтересованы они и в установлении контроля над исполнительной властью (прежде всего для получения доступа к бюджетным средствам). Не случайно самые напряженные и «грязные» избирательные кампании как раз и были связаны с выборами глав регионов и мэров крупных городов.
Между тем законопослушность будущих вершителей судеб отнюдь не зависит от наличия у них судимости. По данным Следственного комитета РФ, за 2011–2019 годы за коррупционные преступления привлекли свыше 3 тыс. муниципальных глав и депутатов, а также более 100 региональных депутатов. В основном им вменяли крупное мошенничество и взяточничество, реже – должностные злоупотребления. Оно и понятно: власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять!
На фоне очередного витка декриминализации выборов правительство РФ почему-то забраковало майский законопроект фракции КПРФ об ужесточении наказания за незаконные действия членов избиркомов при проведении выборов и референдумов (сейчас провинившихся осуждают условно или штрафуют) и введении новой статьи за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, повлекшее совершение преступлений третьими лицами. Кстати, в пояснительной записке к несостоявшемуся закону упомянуты «художества» членов избиркомов Находки, Санкт-Петербурга и Петропавловска-Камчатского, занимавшихся фальсификацией результатов выборов.
Пару лет назад судья Конституционного суда Константин Арановский (преподающий в Юридической школе Дальневосточного федерального университета) выступил с особым мнением по делу о «криминальном фильтре» для судимых за тяжкие злодеяния. По его мнению, «доверие граждан к законной власти важно поддерживать, и оно в какой-то мере зависит от оценки морально-этических и нравственных качеств ее носителей, но это вовсе не значит, что ограничения пассивного избирательного права нужно и можно вводить с целью образования нравственно безупречной власти. Ибо даже народ – источник власти – не является непогрешимым и не может отпускать все грехи. Тем более, недействительна иллюзия беспорочной выборной или назначаемой власти». По мнению Арановского, ограничения избирательных прав имеют целью «не наставления или опеку избирателей, а защитные меры». И они допустимы, только если «имеют основания в действительных, а не умозрительных угрозах и рисках».
В связи с этим вспоминается одна весьма уместная русская поговорка: «Когда власть делили, нас позвать забыли!»
Владивосток
комментарии(0)