Рыболовецкий катер под российским флагом у берегов Итурупа. Фото pixabay.com
Руководство Японии в очередной раз подтвердило свой суверенитет над Курильскими островами. В ответ российская сторона предложила Токио некие проекты по совместному использованию и развитию этих островов. Тут же американский Госдепартамент назвал Калининград «ножом в сердце Европы» и выступил за то, чтобы российского присутствия там как можно скорее не стало. И вновь – из Москвы обратились к окрестным европейским странам расширять совместное сотрудничество в деле развития отрезанного от основной территории РФ анклава.
Что во всем этом территориальном несогласии больше всего поражает? Ведь вроде бы и японцы, и американцы понимают, что «просто» требовать – дело пустое. А воевать за эти территории – самому себе подписать смертный приговор. И все же: сколько будет еще продолжаться вся эта бесконечная говорильня по Курильским островами, а также насчет других территориальных споров?
Поскольку 5 июня тема Курил опять, и уже в который раз, обещает всплыть на дипломатическую поверхность, то остановлюсь на ее прагматике. Россия взяла на себя обязательства бывшего СССР и стала наследницей собственной территории, на которую и раньше, и сейчас претендует другая страна (без разницы – Япония это или кто другой). В этом случае вопрос принадлежности тех же Курил либо должен быть раз и навсегда закрыт для любых дискуссий, либо их надо возвращать требующей стороне. Однако такое возможно лишь при очевидном предательстве самой российской власти. И если переговоры Москвы и Токио продолжаются, то, значит, в уме держится пункт второй, но никак не первый.
Теперь о позиции Японии. Она понятна, искренна, и ни один японский политик от темы возвращения Курил не откажется. Подчеркиваю – ни один, и на самую дальнюю перспективу. Тогда о чем Москве и Токио вести переговоры? Посчитайте, сколько раз именно по этой теме встречались российский президент и японский премьер. Вроде бы обсуждают некое экономическое сотрудничество, но при этом российская сторона все время соглашается обсуждать с японцами и так называемую территориальную проблему. А ведь именно она принципиальна для Японии, а Россия по какой-то странной причине все надеется, что Токио решится инвестировать в российский Дальний Восток и хотя бы на время позабудет о «северных территориях».
Больше всего меня лично поражают планы совместной экономической деятельности двух стран на Курильских островах. А по каким законам ее вести, за чей счет? Что, сама страна-хозяйка не в состоянии развивать свою территорию, чтобы приглашать на нее кого-то другого, да еще считающего ее своей? И, кстати, а как к этому закулисному торгу относятся жители и военнослужащие, расквартированные на самих Курилах? Которые вроде бы живут в России, а правительство страны ведет с другой страной переговоры о том, что, может быть, в обозримом будущем и не Россия это будет вовсе?
Ведь совместное освоение своей территории что с Японией, что с кем другим России нужно так же, как и иностранные инвестиции. То есть – никак. Да, теоретически понятно желание России нормализовать отношения с Японией. Но оно должно учитывать важнейшие моменты, которые гарантированно не дадут этим отношениям нормально развиваться и сегодня, и на обозримую перспективу.
Замечу, что существующий с окончания Второй мировой войны договор между Японией и США о совместной обороне – далеко не самое главное тому препятствие. Ведь территориальный вопрос для России с Японией – это переговоры Москвы, грубо говоря, «не по адресу». А адрес этот – Соединенные Штаты, и никак иначе. Но если Россия утверждает, что Курилы – исконно русская земля, а Япония объявляет их именно своей территорией, то о чем с Вашингтоном или с Токио Москва вообще может переговариваться?
Нет никаких сомнений, что Япония ни за что не изменит свою позицию по Курилам. И сколько бы Россия ни пыталась с Токио заигрывать, подобная тема будет подниматься японской стороной на любых переговорах. Но тут вот какое дело (и оно вовсе касается не только Курил). Недавно Госдеп США вновь подтвердил, что Крым – это Украина. И Донбасс – Украина, а Калининград – «нож в сердце Европы». И что, опять будут вестись пустопорожние переговоры о том, что по российским понятиям все это не совсем так?
Сама по себе ситуация, при которой владеющая территориями страна постоянно идет по их суверенитету на какие-то переговоры, лишь подталкивает те же Японию и США (в вышеупомянутых случаях) к тому, что надо «еще немного поднажать» – и дело будет сделано. И ведь в чем-то они своего добиваются: к примеру, Россия притормозила реализацию государственной программы «территории опережающего развития на Курильских островах». Зачем? Видимо, с все еще лелеемой надеждой на японские инвестиции.
Но японские власти справедливо считают, что совместную деятельность на «спорных территориях» есть смысл вести, чтобы добиться их возвращения под свою юрисдикцию, а вовсе не для развития Курил в российских интересах. А посему думаю, что из явно затянувшейся «курильской суверенной истории» можно сделать следующие выводы.
Территориальные споры решить путем мифической совместной экономической деятельности нельзя. Территория может быть либо твоя, либо чья-то еще. Поменять суверенитет любой территории можно только двумя способами – или политическим предательством властей одной страны, отдающей свои земли другой, либо военной силой.
И самое главное: любая страна должна развиваться за счет собственных ресурсов (тем более их полным-полно), а не кланяться перед внешними инвесторами (сколько бы взаймы ни предлагали). Ведь если страна займется развитием своих территорий, то не будет никакой нужды в «совместном управлении» – с кем бы то ни было.
комментарии(0)