Фото Omer Messinger-Pool/Getty Images
Недавний вызов российского посла на красный ковер в Берлине, связанный с процедурой внесения в специальный санкционный список Евросоюза российских хакеров, которых Германия считает виновными в кибератаках на бундестаг, совершенных в апреле-мае 2015 года, явился логическим продолжением сделанного накануне видеозаявления канцлера Ангелы Меркель.
Она выступила в близком к немецким консерваторам Фонде им. Конрада Аденауэра. Заявление Меркель касалось повестки дня в Евросоюзе (ЕС), совет которого вскоре возглавит Германия, и ее выступление было подано немецкими СМИ как внешнеполитическое завещание канцлера. Намек делается на возможный уход Меркель по ее собственному желанию с политической сцены в 2021 году.
В своем выступлении канцлер жестко охарактеризовала нынешнюю политику Москвы. Она сказала: «Россия создала в непосредственном соседстве с собой пояс нерешенных конфликтов и в нарушение международного права аннексировала украинский полуостров Крым». Россия, как сообщила Меркель, «поддерживает марионеточные режимы в отдельных регионах Восточной Украины и совершает нападения с применением гибридных средств на страны западной демократии, в том числе на Германию».
Так что Россия, по словам канцлера, будет занимать внимание Германии на посту председателя Совета ЕС постольку, поскольку Берлин озабочен фундаментальными нарушениями международного права. В этой антироссийской риторике ничего не меняет предложенный Меркель курс на улучшение отношений с Китаем. Как отмечает государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), «Россия имеет для Берлина только второстепенное значение».
Во главе Совета ЕС канцлер Германии будет уделять главное внимание отношениям с Китаем – страной, претендующей на мировое лидерство, считает DW. Возможно, что в этом проявляется неприятие Ангелой Меркель президента США Дональда Трампа. В пользу такой версии говорит отказ Меркель приехать по его приглашению на предстоящий саммит G7. Возможно, в Берлине серьезно рассчитывают на смену главы Белого дома после предстоящих в США президентских выборов.
Правда, в пятницу на брифинге в Берлине официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт постарался смягчить высказывания главы правительства об отношениях с Россией. Он заявил, что «канцлер Германии Ангела Меркель будет и впредь пытаться наладить честный и конструктивный диалог с Россией и лично с президентом РФ Владимиром Путиным, несмотря на существующие разногласия». «Канцлер всегда была – это так и останется – человеком, который стремится к конструктивным отношениям, диалогу с Россией и президентом Путиным лично», – сказал он, отметив, однако, что диалог «должен быть честным».
Конечно, стоит разобраться, что стоит за этими заявлениями. В Москве пытаются ослабить накал нынешней полемики в отношениях двух стран. Даже в официальной информации о начале Германией процедуры наложения санкций на хакеров и стоящие за ними организации ничего не говорилось о том, что хакеры, по мнению немецкой стороны, именно российские и санкции будут, собственно говоря, введены против России.
Более того, некоторые попытались интерпретировать действия Германии как попытку сделать реверанс в сторону США в связи с заявлением уже покидающего пост американского посла в Берлине относительно новых антироссийских санкций из-за продолжения строительства газопровода «Северный поток – 2», который объективно выгоден Германии и превращает ее в европейский газовый хаб. Однако не стоит преуменьшать остроты российско-германских противоречий.
В этой связи заслуживает внимания статья, опубликованная в конце мая берлинским Фондом науки и политики, под названием «Германия, НАТО и ядерное устрашение». Проблема с российской стороны состоит в том, что Германия входит в НАТО и, более того, связана обязательствами «участия в ядерном устрашении». Как указано в материалах фонда, это участие предполагается до тех пор, пока в мире есть ядерное оружие. В статье отмечается, что германская авиация должна быть в состоянии полностью применить американское ядерное оружие, размещенное в Германии.
Поэтому, как уточняется, Германия, территория которой в случае конфронтации станет обязательным полем битвы, была заинтересована в оказании пусть и ограниченного влияния на (предопределенное США) планирование НАТО, касающееся применения ядерного оружия.
Но проблема германского руководства в том, что в отличие от США оно предполагает, что ядерное устрашение носит сугубо политический характер. Исходя из этого, с одной стороны, возникает противоречие между пониманием чисто теоретического применения ядерного оружия в Европе немцами и вполне реальными концепциями американского командования на этот счет, указывают эксперты фонда. С другой стороны, проблема Меркель и пока еще главы Христианско-демократического союза Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая совмещает этот пост с руководством Министерством обороны и поэтому несет прямую ответственность за возможное применение американского ядерного оружия летчиками Люфтваффе против РФ, состоит в игнорировании опасений Москвы.
Именно такое обстоятельство и побуждает Россию более чем внимательно наблюдать за всеми действиями Германии на этом направлении – возможно, с использованием всех имеющихся в распоряжении ее спецслужб средств. Другими словами, Берлину, прежде чем обвинять Россию, необходимо оценить все риски собственного поведения в глазах ее соседей.
комментарии(0)