Обстановка около Московской соборной мечети в праздник Ураза-байрам. Фотограф: Авилов Александр. Агентство «Москва»
Мусульмане большинства стран мира 24 мая отметили праздник Ид аль-Фитр. В тюркской традиции, к которой относятся и правоверные России, он называется Ураза-байрам, день разговения после поста месяца Рамадан. Впервые за многие годы жители мегаполисов не увидели, как тысячи правоверных заполняют не только молитвенные дома, но и улицы по соседству с мечетями. Бывали годы, когда под открытым небом в Москве одновременно обращались ко Всевышнему несколько сотен тысяч мусульман. Например, в 2017 году более 250 тыс. последователей ислама совершали намаз в столице, расстелив молитвенные коврики прямо на проезжей части.
Непривычно было наблюдать трансляцию из Московской соборной мечети, где в огромном молитвенном зале собралось не более 20 человек из числа руководства Совета муфтиев. Они сидели в шахматном порядке, некоторые из них – в масках. Разумеется, из больших мечетей велась трансляция для верующих, которые остались дома.
Такое стало возможным благодаря силе убеждения, с которой обратились к единоверцам духовные лидеры и политики, обладающие мощным авторитетом среди мусульман. Неоднократно и веско изложил свои пожелания, чтобы верующие оставались дома, глава Чечни Рамзан Кадыров. С обращениями выступили глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтии в разных регионах страны, в том числе в Дагестане, где в последние дни сложилась сложная эпидемическая ситуация. С 23 по 26 мая в Махачкале введен строгий карантин. Горожанам нельзя выезжать из столицы Дагестана, продовольственные рынки города закрыты. Во всей республике объявлены нерабочие будни в связи с днями разговения. Здесь муниципальная власть следует примеру мусульманских стран, так как общие для всех правоверных традиции на Ид аль-Фитр предписывают посещать родственников и друзей.
Интересно, что с инициативой устрожения режима выступила религиозная общественность Дагестана. О критической ситуации в республике президенту Владимиру Путину на онлайн-совещании сообщил муфтий Ахмад Абдуллаев, а его супруга, журналист и общественный деятель Айна Гамзатова, раскритиковала республиканские власти за попустительство недисциплинированности обывателей. В частности, в интервью информагентству «Интерфакс-религия» Гамзатова заявила: «Нужно было молниеносное заключение от главного врача-эпидемиолога об опасности, которая существует на той территории, где непосредственно находятся мечети, посещение которых надо запретить. Запретить, а не ограничить посещение! Я хотела услышать от руководства республики на тот момент именно это слово, согласованное с руководителем Роспотребнадзора».
Тем большим контрастом выглядит то, как собираются выходить из карантина в Русской православной церкви. Здесь существует мощное движение COVID-диссидентов, которому прочат разрушительную, но влиятельную роль в будущем Московского патриархата. Многие из них сами переболели коронавирусной инфекцией, но не утратили убеждения в том, что ревность в вере стоит выше общественных интересов. Руководство РПЦ вынуждено считаться с мнением этих людей, составляющих ядро церковного народа.
Уже с 25 мая разрешено посещение храмов во внебогослужебное время в Псковской митрополии. 21 мая в Пскове происходило первое общественное богослужение. Все таинства совершались на улице, перед Троицким храмом города. Правящий архиерей здесь – митрополит Тихон (Шевкунов). Он из тех иерархов, кто тщательно следит за соблюдением санитарных норм. Есть и проблемные епархии, где епископы показывают отнюдь не лучший пример. Скажем, на днях полицейские провели беседу с Саратовским митрополитом Лонгином (Корчагиным), который пришел на городской рынок без маски. Иерарху пришлось публично каяться: «Я полностью виноват в том, что нарушил масочный режим, и приношу извинения всем, кого это смутило».
И все же, и все же… Создается впечатление, что религии недостаточно равноудалены от тех инстанций, которые принимают решения на федеральном уровне. В эти дни глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов активно высказывал мнение, что храмы по всей стране (кроме Москвы) должны открыться к празднику Вознесения, 28 мая. Он сообщил, что переговоры представителей РПЦ с чиновниками уже идут. В свою очередь, источники нескольких информагентств в церкви подтвердили, что Рабочая группа при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции обсуждает сроки открытия храмов для прихожан и формат их работы в ближайшее время. Предполагается, что это произойдет в три этапа.
Напомним, что духовные управления мусульман в большинстве регионов России закрыли двери мечетей 18 марта. В тот же день перестали принимать прихожан синагоги Москвы и Петербурга. Спустя 11 дней патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных верующих оставаться дома. Но этому призыву предшествовала серия конфликтов правящих митрополитов с региональными и городскими властями из-за запретов на посещение церквей. После громких жалоб на «произвол» местных администраций РПЦ согласилась с тем, что необходимо отправить паству в самоизоляцию. Но напряжение столь высоко, что священноначалие не может справиться с негодованием наиболее рьяных верующих. Судя по всему, православные храмы действительно откроются раньше, чем мечети и синагоги. И это несмотря на то, что мусульмане сохраняют выдержку даже в один из двух своих главных религиозных праздников.
Мотивацию принимающих подобные решения можно понять. У христианской обрядности есть свои особенности. Церковные таинства сложнее совершать дистанционно. Сейчас по этой проблеме среди верующих интеллектуалов развернулись бурные дискуссии. Также большее значение, чем в исламе и иудаизме, в христианстве имеет посредничество духовенства во взаимоотношениях человека с Богом. Мусульмане и иудеи не имеют священства, связь со Всевышним в этих религиях происходит персонально – а значит, легче совершить индивидуальное богослужение на дому.
Остается лишь открытым вопрос, насколько особенности обрядности и догматики той или иной религии могут быть существенным фактором для дифференциации отношения к общинам, когда речь идет об общественной безопасности. Здоровье – вот оно, его каждый из нас ощущает непосредственно. Метафизика религий – понятие гораздо более эфемерное, неизмеряемое. Иерархию ценностей все равно придется выстраивать, раз уж человечество оказалось в ситуации, когда на глобальном уровне подвергаются испытанию многие права человека, а не только свобода исповедовать веру в строгом соответствии с древними предписаниями.
комментарии(0)