0
5414
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

24.05.2020 20:21:00

Почему храмы закрылись позже мечетей и синагог, а откроются раньше

Не для всех верующих нашелся запасной выход из карантина

Андрей Мельников
Заместитель главного редактора "Независимой газеты", ответственный редактор приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Андрей Львович Мельников – заместитель главного редактора «Независимой газеты», ответственный редактор приложения «НГ-религии».

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, мечети, храмы

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, мечети, храмы Обстановка около Московской соборной мечети в праздник Ураза-байрам. Фотограф: Авилов Александр. Агентство «Москва»

Мусульмане большинства стран мира 24 мая отметили праздник Ид аль-Фитр. В тюркской традиции, к которой относятся и правоверные России, он называется Ураза-байрам, день разговения после поста месяца Рамадан. Впервые за многие годы жители мегаполисов не увидели, как тысячи правоверных заполняют не только молитвенные дома, но и улицы по соседству с мечетями. Бывали годы, когда под открытым небом в Москве одновременно обращались ко Всевышнему несколько сотен тысяч мусульман. Например, в 2017 году более 250 тыс. последователей ислама совершали намаз в столице, расстелив молитвенные коврики прямо на проезжей части.

Непривычно было наблюдать трансляцию из Московской соборной мечети, где в огромном молитвенном зале собралось не более 20 человек из числа руководства Совета муфтиев. Они сидели в шахматном порядке, некоторые из них – в масках. Разумеется, из больших мечетей велась трансляция для верующих, которые остались дома.

Такое стало возможным благодаря силе убеждения, с которой обратились к единоверцам духовные лидеры и политики, обладающие мощным авторитетом среди мусульман. Неоднократно и веско изложил свои пожелания, чтобы верующие оставались дома, глава Чечни Рамзан Кадыров. С обращениями выступили глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтии в разных регионах страны, в том числе в Дагестане, где в последние дни сложилась сложная эпидемическая ситуация. С 23 по 26 мая в Махачкале введен строгий карантин. Горожанам нельзя выезжать из столицы Дагестана, продовольственные рынки города закрыты. Во всей республике объявлены нерабочие будни в связи с днями разговения. Здесь муниципальная власть следует примеру мусульманских стран, так как общие для всех правоверных традиции на Ид аль-Фитр предписывают посещать родственников и друзей.

Интересно, что с инициативой устрожения режима выступила религиозная общественность Дагестана. О критической ситуации в республике президенту Владимиру Путину на онлайн-совещании сообщил муфтий Ахмад Абдуллаев, а его супруга, журналист и общественный деятель Айна Гамзатова, раскритиковала республиканские власти за попустительство недисциплинированности обывателей. В частности, в интервью информагентству «Интерфакс-религия» Гамзатова заявила: «Нужно было молниеносное заключение от главного врача-эпидемиолога об опасности, которая существует на той территории, где непосредственно находятся мечети, посещение которых надо запретить. Запретить, а не ограничить посещение! Я хотела услышать от руководства республики на тот момент именно это слово, согласованное с руководителем Роспотребнадзора».

Тем большим контрастом выглядит то, как собираются выходить из карантина в Русской православной церкви. Здесь существует мощное движение COVID-диссидентов, которому прочат разрушительную, но влиятельную роль в будущем Московского патриархата. Многие из них сами переболели коронавирусной инфекцией, но не утратили убеждения в том, что ревность в вере стоит выше общественных интересов. Руководство РПЦ вынуждено считаться с мнением этих людей, составляющих ядро церковного народа.

Уже с 25 мая разрешено посещение храмов во внебогослужебное время в Псковской митрополии. 21 мая в Пскове происходило первое общественное богослужение. Все таинства совершались на улице, перед Троицким храмом города. Правящий архиерей здесь – митрополит Тихон (Шевкунов). Он из тех иерархов, кто тщательно следит за соблюдением санитарных норм. Есть и проблемные епархии, где епископы показывают отнюдь не лучший пример. Скажем, на днях полицейские провели беседу с Саратовским митрополитом Лонгином (Корчагиным), который пришел на городской рынок без маски. Иерарху пришлось публично каяться: «Я полностью виноват в том, что нарушил масочный режим, и приношу извинения всем, кого это смутило».

И все же, и все же… Создается впечатление, что религии недостаточно равноудалены от тех инстанций, которые принимают решения на федеральном уровне. В эти дни глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов активно высказывал мнение, что храмы по всей стране (кроме Москвы) должны открыться к празднику Вознесения, 28 мая. Он сообщил, что переговоры представителей РПЦ с чиновниками уже идут. В свою очередь, источники нескольких информагентств в церкви подтвердили, что Рабочая группа при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции обсуждает сроки открытия храмов для прихожан и формат их работы в ближайшее время. Предполагается, что это произойдет в три этапа.

Напомним, что духовные управления мусульман в большинстве регионов России закрыли двери мечетей 18 марта. В тот же день перестали принимать прихожан синагоги Москвы и Петербурга. Спустя 11 дней патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных верующих оставаться дома. Но этому призыву предшествовала серия конфликтов правящих митрополитов с региональными и городскими властями из-за запретов на посещение церквей. После громких жалоб на «произвол» местных администраций РПЦ согласилась с тем, что необходимо отправить паству в самоизоляцию. Но напряжение столь высоко, что священноначалие не может справиться с негодованием наиболее рьяных верующих. Судя по всему, православные храмы действительно откроются раньше, чем мечети и синагоги. И это несмотря на то, что мусульмане сохраняют выдержку даже в один из двух своих главных религиозных праздников.

Мотивацию принимающих подобные решения можно понять. У христианской обрядности есть свои особенности. Церковные таинства сложнее совершать дистанционно. Сейчас по этой проблеме среди верующих интеллектуалов развернулись бурные дискуссии. Также большее значение, чем в исламе и иудаизме, в христианстве имеет посредничество духовенства во взаимоотношениях человека с Богом. Мусульмане и иудеи не имеют священства, связь со Всевышним в этих религиях происходит персонально – а значит, легче совершить индивидуальное богослужение на дому.

Остается лишь открытым вопрос, насколько особенности обрядности и догматики той или иной религии могут быть существенным фактором для дифференциации отношения к общинам, когда речь идет об общественной безопасности. Здоровье – вот оно, его каждый из нас ощущает непосредственно. Метафизика религий – понятие гораздо более эфемерное, неизмеряемое. Иерархию ценностей все равно придется выстраивать, раз уж человечество оказалось в ситуации, когда на глобальном уровне подвергаются испытанию многие права человека, а не только свобода исповедовать веру в строгом соответствии с древними предписаниями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2262
По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

По итогам 37-й недели 2024 года в РФ зарегистрировано свыше 32 тыс. случаев COVID-19

0
4731
Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Всемирная организация здравоохранения опасается новой пандемии

Данила Моисеев

Вспышка оспы обезьян в странах Африки может представлять угрозу всему миру

0
5131
Не без вина виноватые

Не без вина виноватые

Милена Фаустова

О проблеме бытовых нападений на священников и храмы

0
9978

Другие новости