Фото pixabay.com
Республика, названная испанцами по иронии судьбы Богатым берегом, в действительности таковой не является. Ее богатство не полезные ископаемые, хранящиеся в недрах, а граждане, сотворившие своего рода для Латинской Америки чудо и построившие социальное общество.
Это одна из устойчивых демократий в регионе. На протяжении длительного времени Коста-Рика – островок стабильности в тамошнем штормовом море гражданских конфликтов, военных переворотов и диктаторских режимов. Этому она обязана двум партиям – социал-демократической и социал-христианской ориентации, – которые продолжительный период доминировали на политической сцене. Находясь у штурвала власти, они проводили примерно сходный социально-экономический курс, обеспечивший сравнительно высокий уровень жизни. Пришедшие им на смену мирным, электоральным способом политические силы иного толка в целом следовали проторенными ранее путями.
Эффективность созданной системы проявлялась неоднократно. Так, президент Оскар Ариас внес огромный личный вклад в ликвидацию застарелого центральноамериканского конфликта. За это он удостоился в 1987 году престижной Нобелевской премии мира. Но это на внешнем фронте. На внутреннем направлении страна блестяще справилась с громкими коррупционными скандалами, в которых были замешаны высшие должностные лица. Это, например, бывший президент Мигель Родригес, едва занявший кресло генерального секретаря Организации американских государств и вынужденный уйти в отставку спустя неделю. Он был главой государства с 1998 по 2002 год.
Одну из причин этого пагубного явления историк Иван Мерино усматривал во внедрении в экономику Коста-Рики транснациональных корпораций, диктовавших собственные правила игры и вводивших в искушение партийную и чиновничью верхушку подношениями и дорогими подарками. Все это подрывало моральные устои общества, расшатывало правовое государство.
Столь пространное вступление преследует цель показать, что небольшой по размерам территории (51 тыс. кв. км) и численности населения (почти 5 млн человек) стране по плечу решать сложнейшие проблемы глобальной значимости. Теперь пришла пора преодолеть коронавирусную напасть, обрушившуюся на планету. И вот как Коста-Рика с ней справляется.
Страна встретила пандемию во всеоружии. С 9 марта, когда зафиксировали первый случай, по 12 мая умерли 8 человек, было инфицировано около 800, причем большинство из них вылечились. Это своеобразное «достижение» на фоне других стран стало возможным благодаря совокупности и сочетанию двух факторов.
Во-первых, поголовному охвату жителей – от мала до велика – первичным звеном здравоохранения, осуществляющимся обязательно и бесплатно за счет властей, которые уделяют приоритетное внимание сфере социальной защиты. Во-вторых, исключительной организованности граждан, строго придерживавшихся рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Они носят маски на улицах и соблюдают необходимую дистанцию.
Это принесло неплохие плоды, подтвержденные беспристрастной статистикой. В списке инфицированных стран региона Коста-Рика занимает нижнюю строчку в рейтинге летальности – 0,87% на 1 тыс. человек, тогда как соседняя Никарагуа находится на вершине списка с 23,07%. Если Коста-Рика использует испытанные механизмы, показавшие эффективность, то Никарагуа, по сути, бездействует, призывает людей надеяться на Всевышнего.
Надо сказать, что Латинская Америка различными способами противостоит пандемии. В Бразилии она породила политический кризис: министр юстиции подал в отставку из-за несогласия с методами действий президента Жаира Болсонару. Власти Доминиканской Республики, посоветовавшись с общественностью и оппозиционными партиями, приняли мудрое решение перенести на два месяца намечавшиеся на май всеобщие выборы.
Своими достижениями Коста-Рика в немалой степени обязана и тому, что не имеет армии и лишена необходимости тратить значительные средства на ее содержание. Недаром она считается полюсом притяжения для никарагуанцев, ищущих лучшей доли за границей. Несмотря на весьма значительное (почти на 20%) снижение уровня жизни населения в последние годы, стандарты в Коста-Рике, обусловленные отлаженной системой социальной защиты, в несколько раз превосходят никарагуанские.
Воспоминания о том, как президент Коста-Рики совместно с Михаилом Горбачевым и Десмондом Туту выдвинули инициативу создания Всемирного банка крови для детей третьего мира, больных СПИДом, малярией и раком, наводят на мысль. Не исключаю, что в нынешней непростой ситуации страна поделится с соседями по континенту успешным опытом преодоления планетарной заразы.
комментарии(0)