0
4048
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

27.04.2020 20:18:00

Кто поможет авиаперевозчикам взлететь

Пассажиропоток вернется к своим нормальным показателям только к середине 2021 года

Алексей Тузов

Об авторе: Алексей Викторович Тузов – независимый эксперт по вопросам транспорта.

Тэги: авиаперевозчики, убытки, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, антикризисные меры

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

авиаперевозчики, убытки, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, антикризисные меры Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images

В апреле прогноз убытков авиаперевозчиков скорректирован в худшую сторону: потеря прибыли в размере более 314 млрд долл. составит 55% показателей 2019 года. В связи с этим президент РФ поручил выделить на поддержку российских авиаперевозчиков 23 млрд руб. Средства будут направлены на лизинг авиационной техники, пополнение оборотных средств, выплату заработных плат сотрудникам авиакомпаний, оплату стоянки воздушных судов.

С 1 февраля российские авиакомпании потеряли 10,5 млрд руб. только от запрета полетов в Китай. Ограничено движение воздушных судов не только в России: за последнюю неделю перелеты совершили только 10 млн пассажиров разных стран. За аналогичный период в 2019 году этот показатель составил 44 млн.

Помимо сокращения пассажирского трафика в российских аэропортах на 92% и соответственно потери выручки убытки авиакомпаний растут за счет расходов на топливо. Это в основном касается стран с развитым внутренним рынком, таких как Россия и США, где по междугородним рейсам продолжают летать наполовину заполненные самолеты.

Также средства расходуются на выплаты процентов по кредитам или лизингу, стоянку и обслуживание воздушных судов в аэропортах, техническое обслуживание и ремонт самолетов, оплату труда сотрудников авиакомпаний – все это требует оплаты независимо от того, сколько рейсов осуществляет авиакомпания. Те перевозчики, кто не имел финансовой подушки безопасности, сейчас не могут покрыть все материальные обязательства ни перед своими сотрудниками, ни перед внешними организациями – банками и лизинговыми компаниями.

На фоне катастрофического снижения рейсов многие авиакомпании готовятся к скорому банкротству. Британская региональная авиакомпания Flybe в марте уже объявила о завершении деятельности по причине влияния коронавируса COVID-19 на продажи билетов: прекращено выполнение рейсов более чем по 190 маршрутам в 15 стран, без работы осталось более 2 тыс. сотрудников. На грани банкротства оказалась одна из крупнейших немецких компаний – Lufthansa. Власти Германии собираются спасти ее от разорения путем частичной приватизации государством. British Airways, KLM, United и многие другие международные компании сокращают маршрутную сеть, штат сотрудников и зарплаты руководству. Аналогичные меры вводят и лоукостеры – Ryanair, EasyJet, Wizz Air, «Победа».

Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России уже пообещали помочь авиаторам. Сами авиакомпании просили у правительств стран налоговых каникул и послаблений: снижения сборов за пролеты, а у аэропортов – скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов. Однако в США и странах Европы осуществляется прямая финансовая поддержка авиакомпаний. Например, во Франции отрасли гражданской авиации выделено 500 млн евро на антикризисные меры, а в Америке эта сумма составила 25 млрд долл.

Правительство России уже разрабатывает методы помощи авиакомпаниям, которые столкнулись с экономическими сложностями из-за коронавируса. Обсуждается отсрочка взыскания налоговых платежей для авиации и туристической отрасли, а также предлагается обнулить аэронавигационные сборы в Дальневосточном федеральном округе и ввести скидку 50% на такие сборы в остальных регионах. Однако на государственную поддержку могут рассчитывать только те авиакомпании, которые самостоятельно проводят оптимизацию бизнеса. Так, например, авиакомпания «ЮТэйр» провела программу снижения издержек: сократила управленческий персонал и оптимизировала маршрутную сеть. В связи с этим авиаперевозчик получил от акционеров предложение по выпуску облигаций на 14,5 млрд руб. в качестве меры поддержки.

Насколько эффективными окажутся решения, принимаемые авиаперевозчиками, и как на их деятельности отразится поддержка властей, будет зависеть от развития эпидемиологической обстановки в мире.

Есть два пути развития ситуации. Первый – если эпидемия к концу весны пойдет на спад, тогда авиаперевозки возобновятся в начале лета. Для этого необходимо, чтобы не только Россия, но и другие страны открыли воздушные границы. Судя по данным распространения коронавируса, в большинстве зарубежных стран количество жертв инфекции продолжает расти: США, Италия, Испания, Франция. Среди стран ЕС только в Германии уменьшилось число зараженных.

В России также вирус набирает обороты и пик распространения, возможно, зафиксируется как раз к концу апреля. Российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот» и S7, приостановили продажу билетов до конца весны. Зарубежные компании – Air Baltic, Vueling – продают билеты на май.

Второй сценарий предполагает продление ограничительных мер до осени 2020 года. Например, об этом уже говорил президент Франции. В таком случае по итогам года пассажиропоток всех российских аэропортов снизится на 70%, что приведет к убыткам в размере 61 млрд руб. В свою очередь, это приведет к ряду банкротств региональных перевозчиков и к сокращению штатов крупных компаний.

Срок восстановления российских авиакомпаний зависит от того, насколько долго продлятся ограничения на полеты. По прогнозам, пассажиропоток вернется к своим нормальным показателям только к середине 2021 года. И это, в свою очередь, зависит от покупательной способности населения России и скорости восстановления экономической активности в стране. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
11481
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8294
Миграционные законы в России запретили многое

Миграционные законы в России запретили многое

Андрей Захватов

Разговоры об одном и том же идут десятилетиями, и это вызывает беспокойство  

0
14682
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2489

Другие новости