0
6459
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.04.2020 19:52:00

Про педагогику, цифровую экономику и неопределенность будущего

Ждет ли нас торжество онлайн-образования или ему вынесут "смертный" приговор

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник РАНХиГС при президенте РФ.

Тэги: вузы, дистанционное обучение, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, самоизоляция

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

вузы, дистанционное обучение, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, самоизоляция Графика pixabay.com

Переход всех российских вузов на дистанционное обучение в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением режима самоизоляции стал вызовом для российских университетов. Обсуждение онлайн-обучения не оставило равнодушным ни одного преподавателя, школьника, студента и их родителей. К сожалению, большинство дискуссий в академической среде в отношении онлайн-обучения негативны.

С одной стороны, то, что онлайн-обучение оказалось в центре внимания всего российского академического сообщества, а не сообщества специалистов по онлайн-обучению, не может меня не радовать. Развитием дистанционного обучения я занимаюсь еще с 1999 года, когда возглавила Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов. И на протяжении всей профессиональной карьеры я убеждала скептиков в праве на существование дистанционного обучения, уговаривала преподавателей использовать дистанционные образовательные технологии, разрабатывать онлайн-курсы и т.д. И вот час настал, все в онлайне, казалось бы, «крестьянин, торжествуя…».

Но… Преподаватели и вузы, в большинстве своем не очень готовые к переходу на онлайн-обучение, обрушились с критикой на онлайн-обучение с новой силой. Основная идея критиков дистанционного обучения и онлайн-обучения как одной из его форм в прошлом и сейчас – в том, что оно не может заменить обучение «глаза в глаза». Но с этим никто и не спорит, и не предлагает заменить одно на другое. Речь идет о новых возможностях, которые дает онлайн-обучение для традиционного образования.

Хорошо подготовленная видеолекция, которую можно посмотреть неограниченное количество раз, только улучшит усвоение учебного материала, к тому же если лектор – известный и уважаемый специалист в своей области. Как и когда еще будет возможность его услышать?! Если в отношении видеолекций со мной и согласятся большинство преподавателей, то вопрос с очным проведением практических занятий – их главный аргумент против дистанционного обучения.

Что здесь реально могут предложить информационные технологии сегодня? На сегодняшний день список таких средств огромен: тренажеры, виртуальные лаборатории, дидактические и имитационные игры, игровые симуляторы, интерактивные тесты, сетевая проектная деятельность, виртуальная и дополненная реальность… Можно еще много перечислять.

Но освоение этих инструментов требует времени и усилий от преподавателей. К тому же эти усилия, по сложившемуся мнению в академической среде, могут привести к сокращению аудиторной нагрузки и соответственно уменьшению заработной платы. И, к сожалению, сейчас просто нет времени осваивать все эти инструменты, переход на онлайн-обучение произошел в один день, и российская система образования справляется с этим вызовом как может.

Но беспокоит меня другое. Станет ли эта экстраординарная ситуация драйвером развития онлайн-обучения в российских вузах? Или окончательно похоронит онлайн-обучение под негативной критикой неофитов, которые чтение лекций и проведение практических занятий в режиме онлайн в период пандемии будут считать большим опытом и компетенциями в онлайн-обучении, как говорят, «я видел жизнь – я был в метро».

А теперь про обучающихся, которые «голосуют ногами». По данным агрегатора Class Central, во всем мире число слушателей онлайн-курсов в 2019 году составило 110 млн человек. Более 900 университетов по всему миру предлагают 13,5 тыс. массовых открытых онлайн-курсов (МООК). А количество полностью онлайн образовательных программ бакалавриата и магистратуры составило 50.

И еще немного статистики. В 2017 году полностью онлайн-программы, ведущие к получению степени, либо образовательные программы, которые включают отдельные онлайн-курсы/модули, планировали рассматривать 60% опрошенных родителей абитуриентов из 15 стран мира (исследование HSBC Value of Education Higher and Higher, 2017).

Таким образом, спрос и запрос на онлайн-обучение есть, и система образования, вузы должны на них реагировать.

И в заключение про педагогику, цифровую экономику и неопределенность будущего.

Известно, что каждый новый этап развития экономики и общества ведет к изменению в потребностях (спросе) в тех или иных знаниях, умениях, навыках и, как следствие, в изменении содержания, методов и средств обучения. Нынешний этап социально-экономического развития связан с переходом к цифровой экономике, цифровизацией большинства отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, и соответственно стратегическая задача системы образования – подготовка кадров для цифровой экономики, владеющих цифровыми компетенциями и цифровыми и «мягкими» навыками. И, по моему глубокому убеждению, использование информационных технологий в учебном процессе как нельзя быстрее приводит к освоению обучающимися необходимых цифровых компетенций и навыков. Но на сегодняшний день преподаватели владеют информационными технологиями значительно хуже, чем поколение Z. Тогда каким образом российская система образования может выполнить общественно-государственный заказ на подготовку кадров на этом этапе развития экономики и общества?

Конечно, с выпускниками 2020 года уже ничего не поделаешь, они оказались одной из самых пострадавших групп населения из-за распространения коронавирусной инфекции. Понятно, что итоговые экзамены они сдадут так или иначе, система образования все-таки работает. А вот вопрос их трудоустройства является крайне острым. На рынок труда они выходят в период финансового кризиса, о приходе которого уже вряд ли у кого-то остались сомнения, в период роста безработицы. Вопрос о работе по профессии вряд ли будет стоять для большинства из них, скорее о какой-либо работе.

И вот здесь могут сыграть решающую роль цифровые компетенции и цифровые навыки, их наличие с учетом роста сектора онлайн-услуг. Это может стать критическим фактором. И замыленные, и неосмысленные цифровые компетенции станут теми самыми, которые окажутся нужны в первую очередь. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
36016
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8555
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
7014
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2723

Другие новости