0
44484
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

16.04.2020 18:46:00

Трудовая миграция в России во время и сразу после пандемии

Теневой рынок гастарбайтеров – это мощная и разветвленная инфраструктура, влияние которой нельзя игнорировать

Владимир Волох

Об авторе: Владимир Александрович Волох – профессор Государственного университета управления, доктор политических наук, член Общественного совета при МВД РФ;Николай Викторович Курдюмов – президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции, член Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД РФ.

Тэги: трудовая миграция, теневой рынок, гастарбайтеры, коронавирус, пандемия, covid 19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

трудовая миграция, теневой рынок, гастарбайтеры, коронавирус, пандемия, covid 19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин Фото агентства городских новостей "Москва"

Пандемия коронавирусной инфекции в Российской Федерации и все, что с ней связано, обозначили проблемы и в миграционной сфере. В период ежегодных пиковых потоков трудовых мигрантов в РФ считаем важным предложить ряд мер, связанных с регулированием пребывания и трудовой деятельности мигрантов, прежде всего из государств с безвизовым порядком въезда в нашу страну. Они составляют большую часть трудовой миграции.

Сегодня на российском рынке труда с участием иностранных работников произошло значительное сокращение рабочих мест. Как правило, трудовые мигранты не имеют никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие – резкий рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, как правило, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что крайне нежелательно в условиях пандемии.

Понятно, что в период развития пандемии российские государственные структуры и работодатели не могут предложить действенные меры по содействию в трудоустройстве мигрантов. Но после преодоления пика пандемии и по мере открытия и возобновления деятельности предприятий такие меры необходимо оперативно предпринять. Эти меры, с одной стороны, должны быть направлены на помощь мигрантам в легальном трудоустройстве, а с другой стороны – противостоять развитию теневых сервисов по содействию мигрантам в теневой занятости и других теневых услугах в период кризиса. Следует отметить, что до кризиса теневой рынок труда мигрантов охватывал значительную часть всего миграционного сообщества, то есть он представляет собой мощную и разветвленную инфраструктуру, влияние которой нельзя игнорировать.

Помимо проблем, связанных с неурегулированным правовым статусом и теневой трудовой деятельностью мигрантов, развитие рынка нелегального труда мигрантов может негативно отразиться и на занятости российских граждан. Они не смогут конкурировать с трудовыми мигрантами в связи с демпингом зарплат.

Следует отметить, что государство в лице МВД России уже немало сделало, приняв оперативно ряд мер по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа неурегулированных мигрантов. В развитие мер по содействию в правовом урегулировании статуса мигрантов предлагаем на законодательном уровне закрепить возможность изменения иностранными гражданами цели визита в РФ через получение новой (продление действующей) визы или новой миграционной карты.

В целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в России. Считаем возможным хотя бы временно ввести режим оформления патентов иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации свыше 30 дней, распространив его на тех, на кого не распространяется административное выдворение вследствие нарушения сроков пребывания в Российской Федерации. Учитывая, что оформление патента для тех, кто находится в РФ более 30 дней, возможно только со штрафом, предложили бы временно отменить эти штрафы для мигрантов, оформляющих патент в период кризиса.

Другой мерой, востребованной для трудовых мигрантов и заинтересованных в них работодателей, могло бы стать устранение ограничения срока действия патента, предполагающее трудовую деятельность иностранного гражданина в течение двух лет без выезда из Российской Федерации.

Такое решение значительно упростит жизнь трудовым мигрантам, минимизирует количество их контактов с органами власти, разгрузит и позволит оптимизировать работу профильных государственных структур, тем самым минимизирует возможное участие посредников в этой сфере. В то же время стабилизируется уплата фиксированных авансовых платежей, исчезнет необходимость осуществлять перерывы в работе и уплате соответствующих платежей в целях оформления нового документа и искусственного выезда и въезда в Российскую Федерацию.

К сожалению, за прошедшие годы государственным структурам и бизнесу так и не удалось выстроить механизм эффективного организованного/легального содействия в трудоустройстве мигрантов. Опросы мигрантов показывают, что в подавляющем большинстве они при трудоустройстве пользуются советами и услугами своих соотечественников. Организованный набор также показал свою неэффективность, причем, что важно, он скомпрометировал себя в среде работодателей.

На федеральном уровне совместными усилиями представителей Минтруда РФ, МВД, объединений российских работодателей и экспертного сообщества в целях разработки указанных мер и координации работы по их внедрению целесообразно сконцентрироваться на следующих мерах:

– поддержка регионов в реализации проектов организованного содействия в трудоустройстве востребованных работников из числа иностранных граждан;

– обеспечение преференциями работодателей, привлекающих трудовых мигрантов в организованном режиме;

– реализация механизмов сопровождения заинтересованными работодателями и объединениями работодателей процессов отбора и предвыездной подготовки за рубежом востребованных работников, особенно в условиях пиковых объемов миграционных потоков.

Другими словами, все предлагаемые нами меры направлены прежде всего на развитие легального рынка труда иностранных работников при соблюдении приоритета трудоустройства для российских граждан.

В целях профилактики правонарушений в миграционной сфере и повышения качества работы профильных специалистов в сфере трудовой миграции был разработан и ныне действует государственный профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции» (ПС СТМ). Его применение, обучение и аттестация профильных работников – затратные процессы как для работодателей, так и для самих профильных специалистов. Для ослабления финансовой нагрузки на бизнес в процессе аттестации профильных работников по требованиям ПС СТМ предлагаем разработать налоговые льготы, стимулирующие работодателей к проведению соответствующего обучения и аттестации своих профильных работников.

Все предлагаемые меры носят как оперативный, так и перспективный характер в части регулирования российского рынка труда с участием иностранных работников. Их выполнение, на наш взгляд, будет способствовать осуществлению поручений от 6 марта 2020 года президента РФ по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Цены на водку становятся политической проблемой

Цены на водку становятся политической проблемой

Ольга Соловьева

Повышение стоимости алкоголя в рознице простимулирует отток покупателей в серую зону

0
6131
Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

0
2602
Адаптация абстрактных мигрантов не имеет смысла

Адаптация абстрактных мигрантов не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Государству предстоит разделить иностранных граждан на приезжих и заезжих гастарбайтеров

0
2558
Контрафактные сигареты лишают бюджет 150 миллиардов рублей ежегодно

Контрафактные сигареты лишают бюджет 150 миллиардов рублей ежегодно

Ольга Соловьева

Минфин жалуется на потери от расширяющегося серого рынка

0
2216

Другие новости