Фото агентства городских новостей "Москва"
Пандемия коронавирусной инфекции в Российской Федерации и все, что с ней связано, обозначили проблемы и в миграционной сфере. В период ежегодных пиковых потоков трудовых мигрантов в РФ считаем важным предложить ряд мер, связанных с регулированием пребывания и трудовой деятельности мигрантов, прежде всего из государств с безвизовым порядком въезда в нашу страну. Они составляют большую часть трудовой миграции.
Сегодня на российском рынке труда с участием иностранных работников произошло значительное сокращение рабочих мест. Как правило, трудовые мигранты не имеют никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие – резкий рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, как правило, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что крайне нежелательно в условиях пандемии.
Понятно, что в период развития пандемии российские государственные структуры и работодатели не могут предложить действенные меры по содействию в трудоустройстве мигрантов. Но после преодоления пика пандемии и по мере открытия и возобновления деятельности предприятий такие меры необходимо оперативно предпринять. Эти меры, с одной стороны, должны быть направлены на помощь мигрантам в легальном трудоустройстве, а с другой стороны – противостоять развитию теневых сервисов по содействию мигрантам в теневой занятости и других теневых услугах в период кризиса. Следует отметить, что до кризиса теневой рынок труда мигрантов охватывал значительную часть всего миграционного сообщества, то есть он представляет собой мощную и разветвленную инфраструктуру, влияние которой нельзя игнорировать.
Помимо проблем, связанных с неурегулированным правовым статусом и теневой трудовой деятельностью мигрантов, развитие рынка нелегального труда мигрантов может негативно отразиться и на занятости российских граждан. Они не смогут конкурировать с трудовыми мигрантами в связи с демпингом зарплат.
Следует отметить, что государство в лице МВД России уже немало сделало, приняв оперативно ряд мер по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа неурегулированных мигрантов. В развитие мер по содействию в правовом урегулировании статуса мигрантов предлагаем на законодательном уровне закрепить возможность изменения иностранными гражданами цели визита в РФ через получение новой (продление действующей) визы или новой миграционной карты.
В целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в России. Считаем возможным хотя бы временно ввести режим оформления патентов иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации свыше 30 дней, распространив его на тех, на кого не распространяется административное выдворение вследствие нарушения сроков пребывания в Российской Федерации. Учитывая, что оформление патента для тех, кто находится в РФ более 30 дней, возможно только со штрафом, предложили бы временно отменить эти штрафы для мигрантов, оформляющих патент в период кризиса.
Другой мерой, востребованной для трудовых мигрантов и заинтересованных в них работодателей, могло бы стать устранение ограничения срока действия патента, предполагающее трудовую деятельность иностранного гражданина в течение двух лет без выезда из Российской Федерации.
Такое решение значительно упростит жизнь трудовым мигрантам, минимизирует количество их контактов с органами власти, разгрузит и позволит оптимизировать работу профильных государственных структур, тем самым минимизирует возможное участие посредников в этой сфере. В то же время стабилизируется уплата фиксированных авансовых платежей, исчезнет необходимость осуществлять перерывы в работе и уплате соответствующих платежей в целях оформления нового документа и искусственного выезда и въезда в Российскую Федерацию.
К сожалению, за прошедшие годы государственным структурам и бизнесу так и не удалось выстроить механизм эффективного организованного/легального содействия в трудоустройстве мигрантов. Опросы мигрантов показывают, что в подавляющем большинстве они при трудоустройстве пользуются советами и услугами своих соотечественников. Организованный набор также показал свою неэффективность, причем, что важно, он скомпрометировал себя в среде работодателей.
На федеральном уровне совместными усилиями представителей Минтруда РФ, МВД, объединений российских работодателей и экспертного сообщества в целях разработки указанных мер и координации работы по их внедрению целесообразно сконцентрироваться на следующих мерах:
– поддержка регионов в реализации проектов организованного содействия в трудоустройстве востребованных работников из числа иностранных граждан;
– обеспечение преференциями работодателей, привлекающих трудовых мигрантов в организованном режиме;
– реализация механизмов сопровождения заинтересованными работодателями и объединениями работодателей процессов отбора и предвыездной подготовки за рубежом востребованных работников, особенно в условиях пиковых объемов миграционных потоков.
Другими словами, все предлагаемые нами меры направлены прежде всего на развитие легального рынка труда иностранных работников при соблюдении приоритета трудоустройства для российских граждан.
В целях профилактики правонарушений в миграционной сфере и повышения качества работы профильных специалистов в сфере трудовой миграции был разработан и ныне действует государственный профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции» (ПС СТМ). Его применение, обучение и аттестация профильных работников – затратные процессы как для работодателей, так и для самих профильных специалистов. Для ослабления финансовой нагрузки на бизнес в процессе аттестации профильных работников по требованиям ПС СТМ предлагаем разработать налоговые льготы, стимулирующие работодателей к проведению соответствующего обучения и аттестации своих профильных работников.
Все предлагаемые меры носят как оперативный, так и перспективный характер в части регулирования российского рынка труда с участием иностранных работников. Их выполнение, на наш взгляд, будет способствовать осуществлению поручений от 6 марта 2020 года президента РФ по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы.
комментарии(0)